Фрагмент для ознакомления
2
Налог на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) – это федеральный прямой (ресурсный) налог, который закреплен в гл. 26 НК РФ , действующей с 1 января 2002 г. Предшественником этого налога выступали отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, уплачиваемые на базе Закона РФ «О недрах» (в последующем Закон о недрах), а также уже недействующего Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (утратил силу).
Налогоплательщиками этого налога на основании ст. 334 НК РФ в общем случае выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые признаются пользователями недр на основании отечественного законодательства.
При всем этом ст. 11 Закона о недрах закрепляет, что предоставление недр в пользование должно быть оформлено специальным государственным разрешением (то есть, лицензией). На основании ст. 9 рассматриваемого Закона правомочия пользователя недр появляются с даты непосредственной государственной регистрации лицензии на пользование определенным участком недр. Как сказано в п. 7 ст. 85 НК РФ органы, которые осуществляют учет и (либо) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также определенное лицензирование деятельности, которая связана с пользованием данными ресурсами, должны информировать о предоставлении прав на данное пользование, выступающих объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после такой регистрации (выдачи лицензии или разрешения) природопользователя.
Помимо этого, на основании ст. 1.2 Закона о недрах, недра в пределах территории РФ, в том числе и подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы, выступают государственной собственностью. Добытые из таких недр полезные ископаемые и другие ресурсы по условиям лицензии пребывают в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в других формах собственности.
Следовательно, законно добытые полезные ископаемые, в основном, переходят из государственной собственности непосредственно в собственность законно добывшего их лица.
Подобный подход отвечает главной мировой практике. По информации, приведенной профессором В.В. Войновым, в большинстве государств полезные ископаемые, которые находятся в недрах, принадлежат непосредственно государству, независимо от того, кто выступает собственником данного земельного участка, под которым находится определенный участок недр. В отдельных государствах собственность на недра определена собственностью на данный земельный участок .
Объектом налогообложения НДПИ на базе п. 1 ст. 336 НК РФ считаются три вида добытых полезных ископаемых. В первую очередь это следующие полезные ископаемые:
1) добытые из недр на территории нашей страны на участке недр, который предоставлен налогоплательщику в пользование на основании отечественного законодательства;
2) извлеченные из отходов добывающего производства, если подобное извлечение подлежит определенному лицензированию на основании законодательства РФ о недрах;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // Российская газета. - № 52. - 15.03.1995.
Постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 486 «Об утверждении классификации углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых» // Собрание законодательства РФ. - 27.06.2011. - № 26. - Ст. 3809.
Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля» // Собрание законодательства РФ. - 14.11.2011. - № 46. - Ст. 6525.
«ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» // Экономика и жизнь. - № 2. – январь. – 2008.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11715/09 по делу № А40-60571/08-109-188 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 5292/11 по делу № А03-5096/2010 // Данное постановление размещено на сайте ВАС РФ 10.01.2012.
Решение Верховного Суда РФ от 10.12.2019 № АКПИ19-774 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Письма Минфина России от 29.12.2017 № 03-06-05-01/89037 «О налоге на добычу полезных ископаемых» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1268-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Башкирский медно-серный комбинат» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 7 пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 № 1269-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Сафьяновская медь – Медин» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 7 пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 1. – 2010.
Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 № 1484-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Сибирь-Полиметаллы» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 7 пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 № 189-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Оренбургнефть» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 № 2059-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 1630-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Оленегорский горно-обогатительный комбинат» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 339, статьей 341, подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 и пунктом 2 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 № 1517-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы артели старателей «Урал-Норд» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 337 и пунктом 7 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.
Правовые основы природоресурсного налогообложения / под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2017. С. 30.
URL: https://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/Statements// Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 12.12.2020.