Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, проведение стратегического, текущего и оперативного, анализа деятельности имеет большое значение для эффективного управления фирмой. В таблице 1 представим сравнительную оценку стратегического, текущего и оперативного анализа деятельности фирмы.
Таблица 1 – Сравнительная оценка стратегического, текущего и оперативного анализа деятельности фирмы
Виды анализа Определение Цель Результат
Стратегический Этап стратегического управления, своего рода интерпретация стратегического положения фирмы Оценка ключевых показателей воздействия на текущее состояние и будущее положение фирмы, и определить специфику их влияния на стратегический выбор Определение общих стратегических целей, определяющие сферу деятельности фирмы, и на основании которых определяются задачи, которые используются для представления показателей стратегического планирования (бюджетирования)
Текущий Ретроспективный анализ результатов осуществленной хозяйственной деятельности, проводимый как правило по важнейшим отчетным периодам хозяйствования, в основном, на базе официальной отчетности и систематического бухгалтерского учета Объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, их мобилизация для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе персонала предприятий, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы Наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой стратегического анализа. Результаты текущего анализа используются для решения проблем стратегического управления, в том числе технико-экономического планирования, так как научно обоснованное планирование предусматривает глубокий анализ хозяйственного положения к моменту начала планового периода - исходной базы планирования
Оперативный Один из видов экономического анализа, который направлен на решение задач, стоящих перед оперативным управлением фирмы Постоянный контроль за рациональным функционированием хозяйственной системы, выполнением плановых заданий, процессами производства и реализацией продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения и опережения выполнения бизнес-плана Выявление причины проблем в работе и их конкретных виновников, изыскивание резервов и своевременно принятие соответствующих мер
Стратегический анализ – это этап стратегического управления, своего рода интерпретация стратегического положения фирмы с помощью:
1) определения изменений, возникших в экономической среде (окружении), и их влияния (воздействие) на организацию, и ее деятельность;
2) определения преимуществ и ресурсного потенциала фирмы, в зависимости возникших изменений [1, с. 122].
Основной целю стратегического анализа является оценка ключевых показателей воздействия на текущее состояние и будущее положение фирмы, и определить специфику их влияния на стратегический выбор.
Результатом стратегического анализа можно назвать определение общих стратегических целей, определяющие сферу деятельности фирмы, и на основании которых определяются задачи, которые используются для представления показателей стратегического планирования (бюджетирования). Представление финансовых показателей, выраженные в цифрах, удобны для использования в сравнении слабых и сильных сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью упрощается осуществление контроля.
Текущий анализ – это ретроспективный анализ результатов осуществленной хозяйственной деятельности, проводимый как правило по важнейшим отчетным периодам хозяйствования, в основном, на базе официальной отчетности и систематического бухгалтерского учета. Текущий анализ называют также периодическим, поскольку он чаще всего проводится по текущим планово-отчетным периодам работы. Обязанности предприятий по проведению бухгалтерского и статистического учета и предоставлению в финансовые органы соответствующих форм отчетности по определенным периодам – кварталам, полугодиям и годам – регламентируются нормативными документами [2, с. 119]. Таким образом, информационные источники текущего анализа – основные формы бухгалтерской и статистической отчетности фирмы, данные которых и позволяют оценить работу фирмы за месяц, квартал нарастающим итогом.
Главной задачей текущего анализа является объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, их мобилизация для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе персонала предприятий, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.
Важное значение текущего анализа определяется следующим. Прежде всего на нем основывается коммерческий расчет, то есть подводятся итоги хозяйственной деятельности по важнейшим периодам, премируются производственные коллективы. Помимо этого, результаты текущего анализа используются для решения проблем стратегического управления, в том числе технико-экономического планирования, так как научно обоснованное планирование предусматривает глубокий анализ хозяйственного положения к моменту начала планового периода – исходной базы планирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баклыкова А.А. Стратегический анализ деятельности фирмы // Сборник материалов: сборник материалов международных научно-практических конференций; ред. А.А. Коротких. – 2019. – С. 120-125.
2. Баканов М.И.., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник для студентов экономических специальностей; под ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 416 с.
3. Грант Р. М. Современный стратегический анализ / Р. М. Грант ; пер. с англ. ; под ред. В. Н. Фунтова. – СПб.: Питер, 2018. – 672 с.
4. Долинская К.В. Оперативный анализ экономического состояния фирмы // Бенефициар. – 2019. – № 55. – С. 18-20.
5. Ильясова М.К., Талипова А.А. Концепция стратегического анализа хозяйственной деятельности предприятий // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2020. – № 1 (67). – С. 110-115.
6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности: учебник. – М.: Проспект, 2017. – 424 с.
7. Максимова Т.И., Деменская Н.А. Анализ результативности текущей деятельности коммерческой фирмы // Прогрессивные научные исследования: теория, методология и практика применения: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 92-94.
8. Орлова О.Е. Цель и общая характеристика методов экономического анализа финансовой отчетности фирмы // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2018. – № 5. – С. 17-19.