Фрагмент для ознакомления
2
Бизнес – явление сложное, в связи с этим термин «малый бизнес» (далее – МБ) междисциплинарный и многогранный, в учебной литературе, научных статьях существует множество его толкований. Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к МБ является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
По мнению А.А. Мерлиной [9, с. 76], каждый подход определения МБ отражает суть малого бизнеса с различных граней данного социально-экономического явления. Но мы можем выявить неизменные черты присущие данному явлению независимо от субъективных факторов:
В первую очередь, это основной мотив - получение прибыли.
Во-вторых, это самостоятельность и рассматривается она как ответственность предпринимателя (личный риск).
Третьей чертой также является самостоятельность, но рассматривается она как свобода и автономность предпринимателя.
Характерные признаки, критерии и цели деятельности предприятий малого бизнеса представлены в приложении 1.
Таким образом, предприятиям МБ присущи следующие признаки:
1. Новаторский подход в деятельности (использование новой техники, нового сырья, новых способов производства).
2. Подверженность риску – осуществление любой деятельности сопряжено с различными видами рисков.
3. Самостоятельность и инициативность деятельности, а также ответственность за ее результаты.
4. Деятельность осуществляется за счет собственных или заемных средств.
5. Функции собственника и предпринимателя совмещены в одном лице.
6. Масштабы деятельности.
7. Наличие государственной регистрации.
8. Постоянство и систематичность деятельности.
Не существует официального или общепринятого определения МБ, определение звучат по-разному, но в большинстве случаев выделение того или иного типа предприятия происходит в зависимости от количества занятых сотрудников.
Как правило, в России считается, что в МБ должны быть заняты менее 100 человек. Согласно федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] (далее – Закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрим, какие предприятия могут относиться к субъектам МБ. Субъект МБ – это российское коммерческое предприятие или же индивидуальный предприниматель, главной целью которых является получение прибыли.
Критерии отнесения предприятий к субъектам МБ устанавливает государство. Основные требования для отнесения бизнесмена к субъектам МБ, касаются среднесписочной численности работников и объемов получаемой выручки. Данные требования определяет Закон № 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений [12, с. 138]. Так, основные критерии можно представить в виде таблицы (приложение 2).
Организации, которые были отнесены к субъектам МБ вносятся в так называемый реестр субъектов малого предпринимательства, который формируется Федеральной налоговой службой. Субъекты, внесенные в единый реестр, получают особое право на поддержку, однако не включение субъектов МБ в реестр не может служить основанием для не предоставления им льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными актами.
Предлагаем следующее уточнение понятия «МБ – это независимая, целенаправленная, инициативная, инновационная, быстро адаптируемая, систематическая деятельность хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц), осуществляемая в соответствии с критериями установленными законодательством страны, в котором зарегистрировано предприятие, в условиях социально-экономической среды, осуществляемая в личных и общественных целях, за счет производства и реализации товаров или услуг на свой риск и под свою имущественную ответственность. При этом характерной чертой МБ является территориальная принадлежность, то есть необходимость учитывать социально-экономическую сис тему региона и его интере сы».
На сегодняшний день основным направлением поддержки МБ является формирование его инфраструктуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – № 164.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 15 (часть IV). – Ст. 2288.
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 24. – Ст. 3549.
4. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137798/.
5. Головина Т.А. Государственная поддержка деятельности предпринимательских структур в современных экономических условиях России / Т.А. Головина, А.В. Полянин, Ю.П. Соболева // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2019. – №3. – С. 14-25.
6. Елпанова Я.В. Малое и среднее предпринимательство в российской Федерации / Я.В. Елпанова // Academy. – 2019. – № 1 (40). – С. 50-52.
7. Есикова И.Н Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России / И.Н. Есикова, В.Н. Ляпунов // Сборник студенческих работ кафедры «Финансы и банковское дело»; отв. ред. Я.Ю. Радюкова. – Тамбов, 2019. – С. 129-142.
8. Лиленко А.Т. К вопросу о государственной поддержке предпринимательства / А.Т. Лиленко // Научные Записки ОрелГИЭТ. – 2020. – № 1 (33). – С. 25-30.
9. Мерлина А.А. Понятие и сущность малого бизнеса в Российской Федерации / А.А. Мерлина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CLVII международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 75-78.
10. Мищенко С.А. Финансовое регулирование малого бизнеса на федеральном уровне в России: институты, инфраструктура, показатели деятельности / С.А. Мищенко // Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 32-36.
11. Смирнова И.Ю. Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства / И.Ю. Смирнова // Экономика строительства и природопользования. – 2017. – № 2 (63). – С. 82-86.
12. Табаева Е.И. К вопросу об особенностях подтверждения статуса субъектов малого и среднего предпринимательства / Е.И. Табаева // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления: материалы IV Всероссийской научно–практической конференции. Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. – 2019. – С. 137-141.