Фрагмент для ознакомления
2
Дивидендная политика компании — свод правил, определяющих механизм выделения части прибыли, выплачиваемой акционерам в виде дивидендов.
Каждое предприятие само выбирает дивидендную политику исходя из целей развития.
Задачи, которые решаются с помощью дивидендной политики следующие:
а) обеспечение финансирования работы организации на определенном уровне;
б) максимизация совокупного дохода акционеров.
Дивидендная политика предприятия формируется в несколько этапов.
На первом этапе происходит выявление и анализ существенных факторов, которые определяют формирование и исполнение дивидендной политики предприятия.
Второй этап заключается в определении типа дивидендной политики предприятия и выбора методики, по которой будет выплачиваться дивиденд.
Третий этап состоит из разработки механизма распределения финансового результата организации с учетом выбранного типа дивидендной политики.
На четвертом (заключительном) этапе оценивается эффективность дивидендной политики, проводимой предприятием.
Некоторые компании считают, что свободные средства стоит вкладывать в развитие предприятия — это обеспечивает стабильность его деятельности и устойчивое положение на рынке. Другие предприятия, напротив, стремятся привлечь как можно больше сторонних инвесторов, заинтересовывая их повышенными дивидендами — деньги, вырученные от продажи акций, они направляют на решение стратегических задач и расширение бизнеса.
При определении дивидендной политики важно понять, какой способ станет более выгодным в фактически сложившихся условиях и принесет собственникам наиболее эффективный результат.
Дивидендная политика интересна не только самим предприятиям как ее непосредственным пользователям, но и сторонним инвесторам. У многих вкладчиков размер дивидендов, выплачиваемых компанией, является одним из основополагающих факторов для приобретения акций того или иного эмитента. Именно поэтому перед покупкой инвестору стоит изучить дивидендную политику выбранного предприятия — как правило, такая информация размещается в свободном доступе.
На дивидендную политику предприятия влияют различные факторы, основные из которых описаны ниже.
1. Ограничения правового характера (юридический фактор): собственный капитал компании состоит из трех крупных частей: акционерного капитала, эмиссионного дохода, нераспределенной прибыли. Факторы первой группы объективны, поскольку влияют на все предприятия, либо на строго определенную их категорию. Эти факторы можно разделить на две подгруппы: к первой относятся условия, при которых дивиденды могут быть объявлены (ограничение способности компании объявлять дивиденды, ограничение способности компании выплачивать дивиденды), ко второй - требования, регламентирующие источники, форму и процедуру их выплаты (требования к источникам дивидендных выплат, требования к форме дивидендных выплат, последовательность дивидендных событий).
2. Ограничения контрактного характера.
Вторая группа факторов включает в себя требования двусторонних соглашений, заключенных акционерным обществом, и односторонних обязательств, которые оно на себя возложило. Они объективны, носят как ограничивающий, так и стимулирующий характер, но предприятие имеет возможность не заключать соответствующие договоры и не брать на себя указанные обязательства. К данной группе факторов А.А. Дегтярев относит следующие: контрактные ограничения на выплату дивидендов и правила листинга некоторых фондовых бирж, касающиеся дивидендов.
3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью.
Предприятие может иметь прибыль, но не готово к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств.
4. Ограничения в связи с расширением производства.
Основной целью организации в начале жизненного цикла предприятия является увеличение объемов производства за счет собственных средств, в связи с чем, в учредительных документах предусматривается величина текущей прибыли, которая обязательна к реинвестированию.
5. Ограничения в связи с интересами акционеров.
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления – принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом.
6. Ограничения рекламно-информационного характера.
В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено удерживать дивидендную политику на достаточно устойчивом уровне, независимо от возможных колебаний конъюнктуры. Стабильность проведения дивидендной политики предприятия для некоторых начинающих акционеров является своеобразным показателей успешной работы данного предприятия.
Таким образом, компании при формировании дивидендной политики, необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы.
Однако, данный перечень факторов также не является исчерпывающим. Можно выделить еще некоторые факторы, которые должны учитываться при формировании дивидендной политики:
1. Состав акционеров. При формировании дивидендной политики необходимо изучить состав акционеров, на сколько он однороден, и каких акционеров больше: миноритарных или крупных. Это важно в силу того, что миноритарные акционеры заинтересованы в текущем доходе (дивидендах), а крупные - в будущем доходе (от реинвестирования прибыли).
2. Динамика курса акций в районе экс-дивидендной даты. В случае, если в районе данной даты курс акций изменяется незначительно, то для потенциальных инвесторов дивиденды не имеют принципиального значения, если же курс акций меняется существенно, это значит, что большинство потенциальных инвесторов, желающих купить акции данной компании, заинтересованы именно в дивидендном доходе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, во-первых, руководство акционерного общества имеет весьма широкие возможности для регулирования влияния, которое факторы дивидендной политики оказывают на последнюю, что в значительной степени обусловлено внутренними факторами. Во-вторых, среди рассмотренных факторов выделяются три группы (требования законодательства, требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств и объективные внутрифирменные факторы), влияние которых на политику дивидендных выплат не является стохастическим, причем в случае со структурой капитала оно может быть подвергнуто детерминированному анализу. Это позволяет не только характеризовать, но и измерять степень внешнего воздействия на дивидендную политику.
1.2 Порядок выплаты дивидендов
При определении дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям капитала», на практике применима не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить акции корпорации даже без выплаты дивидендов, если они правильно информированы о перспективах ее развития, причинах снижения их выплаты или их невыплаты и направлениях реинвестирования чистой прибыли. Западные финансисты полагают, что доля дивидендных выплат в устойчиво работающих компаниях должна составлять не более 30-40%, в то время как остальная часть чистой прибыли (70-60%) может направляться на цели развития.
Чтобы организация могла распределить чистую прибыль между учредителями, необходимо выполнение ряда условий. Перечислим основные:
• у организации есть прибыль, оставшаяся после налогообложения. При убытках дивиденды выплачивать нельзя;
• уставный капитал полностью оплачен;
• стоимость чистых активов больше или равна уставному капиталу. Под чистыми активами понимается разница между активами организации и ее долгами. Чистые активы — это капитал и резервы (указаны в итоговой строке III раздела бухгалтерского баланса), увеличенные на доходы будущих периодов (указаны в строке 1530 баланса) и уменьшенные на задолженность участников по оплате УК (указана в составе строки 1170 баланса).
• у организации нет признаков банкротства.
Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» ред. 31.07.2020 г., установлено, что дивиденды начисляют только один раз в год.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Финансовый менеджмент: Учебник/Под ред. Берзона Н.И.. - М.: КноРус, 2019. - 167 c.
2. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. - М.: КноРус, 2018. - 368 c.
3. Ионова, Ю.Г. Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 288 c.
4. Рогова, Е.М. Финансовый менеджмент: Учебник и практикум. / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 540 c.
5. Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 340 c.
6. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 467 c.
7. Тесля, П.Н. Финансовый менеджмент (углубленный уровень): Учебник / П.Н. Тесля. - М.: Риор, 2018. - 16 c.