Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр.
Характерная черта философии состоит в убеждении, что первоначального, заложенного кем-то смысла в бытие нет, но в тоже время его можно найти самому в каждой мелочи. Именно поэтому сущностью философии жизни является поиск своего предназначения, своего «Я», каждый должен обрести свободу личности, комфорт и наслаждаться каждым моментом своего существования.
Проблемы философии всегда представляют собой постоянный поиск того, что является социокультурной эпохой. Философия ищет ответы на вопросы отношения человека к миру в данную эпоху, чем живет человек, чем он дышит и что переживает.
Целью данной работы является рассмотрение западной философии XX века.
Задачи:
- рассмотреть сущность «экзистенции» - «здесь-бытие» или «бытие-в-мире»;
- описать герменевтический круг М. Хайдеггера.
- проанализировать два образа веры М. Бубера;
- изучить герменевтику (В. Дильтей, К. Г. Гадамер).
1 Понятие «экзистенции» - «здесь-бытие» или «бытие-в-мире».
Экзистенция представляет собой категорию философии, которая используется для обозначения определенного события. Ее суть и способ употребления изменились в философской истории. В Средние века под экзистенцией понимали метод бытия вещи как сотворенного и производного от божественного бытия. Это было самодостаточное существование, незавершенное и не совпадающее со своей сущностью. В современной философии, экзистенциализме, категорией «экзистенция» обозначают существование человека в его глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи; во-вторых, способ философского постижения и понимания специфически человеческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания «человеческого», основанному на детерминистском и аналитическом редукционизме. Экзистенция есть «здесь-бытие», непосредственно переживающее себя и мир, интерпретирующее данное и наделяющее его смыслом, принимающее решение и кристаллизующее его в мире. Экзистенциализм предлагает философскую технику анализа и расшифровки того, как это понимание может быть прочитано в качестве внутренней конститутивной части самих событий, происходящих в человеческом мире.
В результате этой дешифровки экзистенциализм выявляет структуры субъективности как внутренние онтологические структуры мира, истории, ситуации. Ситуация объявляется «человеческой»; мир, в конечном счете, отсылает человеку его собственный образ». Именно поэтому Сартр мог утверждать: бытие есть то, на что мы отваживаемся. И именно поэтому в экзистенциализме бытие, мир, история, ситуация суть и шанс и одновременно «компромат» человека; более того, они и сами предполагают человека как свой шанс .
Сущность экзистенциализма
Идея экзистенциализма заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Абсурд не требует смерти; ценность жизни придает осознание абсурда вместе с мятежом, который заключается в демонстративном героизме, противостоящем несправедливости. Нет ничего, что помогло бы избавиться от абсурда. Лишь смерть может положить этому конец. Но она в свою очередь еще более бессмысленна. Экзистенциальная философия многогранна, в ней нет одной идеи и общих ценностей. В ней нет определенности, набора приемов и единой традиции. Она выражает дух того времени, показывает сущность жизни Европы после первой мировой войны. Достаточно обратить внимание насколько разными были философы экзистенциализма того времени, как сразу открывается разнообразие и беспринципность философии существования. Например один из ведущих Мартин Хайдегер сотрудничал с фашиствким режимом, а Карл Ясперс был его противником, так же, как и Сартр был близок к коммунистическому движению, а другой французский мыслитель, Альберт Камю, был противником коммунистической идеологии. Марсель был глубоко верующим, а Сартр и Хайдегер были принципиальными атеистами. Но даже при таких различиях в социальных идеалах, все-таки общую особенность и идею проследить можно. Многообразие взглядов и различие мировоззрений только преображает философию. Экзистенциализм берет свое начало из конкретного и специфичного понимания уникальности бытия отдельного человека, который существует в определенный момент времени и пространства.
Согласно экзистенциализму, каждый человек живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая существование. То есть человека вне мира нет. Мир не имеет значения без самого человека. Отвергая понимание, что человек – это продукт наследственных обстоятельств или влияния среды, экзистенциалисты говорят о том, что в конце концов каждый человек ответствен за то, кем он становится. Значит, каждому человеку бросается вызов – наполнение своей жизни в абсурдном мире. Тогда жизнь представляет собой то, что человек сам создает. Естественно, уникальный опыт человеческой свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. В какой-то степени свобода и ответственность могут быть тяжелой и пугающей обязанностью. Как полагают экзистенциалисты, люди понимают, что они в ответе за свою судьбу, а поэтому они испытывают отчаяние, одиночество и тревогу. Только сам человек, находящийся в жизненных обстоятельствах, является ответственным за свой выбор, который он совершает. Это не говорит о том, что, если человеку дана свобода выбора, он будет действовать в своих интересах. Свобода выбора не дает гарантии, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, человек не страдал бы от отчаяния, тревоги, скуки, вины и множества других чувств, которые он сам себе навязывает. Экзистенциалисты говорят о том, что вопрос здесь заключается в том – может или нет человек жить настоящей жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Поскольку экзистенциализм полагает, что каждый человек ответственен за свои действия – она обращается к гуманистической психологии.
Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ века Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Одним из первых термин «экзистенциальная философия» вводит Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация времени», понятие «экзистенциализм» использует в название своей работы «Экзистенциализм - это гуманизм» Жан-Поль Сартр, в которой делит экзистенциализм на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Мартин Хайдеггер, Симона де Бовуар).
Бытие у М. Хайдеггера