Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Россия представляет собой федеративное государство, в состав которого входит 85 субъектов. Одним из них является Чеченская Республика. Невозможно представить себе комплексное развитие страны без развития ее регионов.
Развитие Чеченской Республики является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии Северо-Кавказского федерального округа. Именно поэтому государство создает программы комплексного развития Чеченской Республики на период до 2025 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная тема работы является очень актуальной.
Целью написания работы является определение стратегических направлений развития региона.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы планирования стратегического развития региона.
2. Провести анализ показателей.
3. Сформулировать рекомендации по улучшению.
Объектом исследования является регион Российской Федерации – Чеченская Республика.
Предметом исследования являются стратегическое развитие региона.
Методами исследования является анализ основных социально-экономических показателей региона в рамках реализуемой региональной политики, а также оценка эффективности предложенных путей совершенствования социально-экономического развития Чеченской Республики.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы планирования стратегического развития региона
Развитие регионов, характеризующихся в настоящее время значительными диспропорциями и различиями в социально-экономическом развитии, является важнейшей составляющей социально-экономического развития Российской Федерации.
Для реализации политики государства в области регионального развития требуется масштабная комплексная система регионального планирования, однако регулирующая эти вопросы законодательная база весьма несовершенна, и это является серьезным препятствием для повышения эффективности государственного управления.
В российском законодательстве нет единой системы государственного планирования регионального развития, необходимой для координации действий федеральных и региональных органов власти, нет четкого определения целей и задачей региональной политики. Формулировки этих понятий весьма размыты, и методы и инструменты с трудом поддаются оценке эффективности реализации.
К настоящему времени планирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации регулируется рядом нормативных правовых актов, базовым из которых является Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» .
В разное время федеральные законы принимались с целью определения отдельных видов деятельности по политике регионального развития, не скрывая сути и порядка ее осуществления.
Вопросы финансирования были определены в утратившем в настоящее время силу федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Объединение процедуры разработки документов планирования территориального развития и ее формализация осуществилась в Федеральном законе от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», который также утратил силу в настоящий момент.
В настоящее время планирование и прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Федерации регулируется Федеральный законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» . В данном нормативном акте сформулированы основные определения, связанные с планово-прогнозной деятельностью в Российской Федерации, определены и разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области стратегического планирования. Также здесь сформулированы принципы, задачи стратегического планирования и представлена формализация единой системы социально-экономического планирования с попыткой дать описание методологии.
В последней редакции вышеуказанного закона в перечень документов стратегического планирования добавилась схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, стали фигурировать определения и формулировки прогнозирования инновационных отраслей.
Ряд конкретизирующих положений содержится в подзаконных актах Правительства Российской Федерации и федеральных министерств. Так, в рамках нормативно-правового обеспечения реализации Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в настоящий момент разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» (вместе с «Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования») ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 789 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов» ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» (вместе с «Положением о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации» ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 16.04.2020) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/
4. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и Ко, 2019. - 556 c.
5. Игнатов В.Г. Менеджмент в органах власти: учеб.пособ. – Ростов-на-Дону.: Март, 2019. – 318 с.
6. Козьева И. Л., Кузъбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учебник. – М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/ofstatistics