Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Закон мировой гармонии и жизнь личности один из важнейших принципов существования и динамики Мира* является закон гармонии, который можно сформулировать следующим образом: любой предмет вечной и бесконечной Природы и сама она в целом стремятся к некоему оптимальному состоянию и функционированию. Гармония - это оптимальная статическая и динамическая согласованность частей, характеристик целого предмета и оптимальная соотнесенность предмета с окружающим внешним миром. Синонимами ей в какой-то степени служат понятия "равновесие", "упорядоченность", "сбалансированность", "пропорциональность", "соразмерность", "соотношение", "сочетание", "согласие" и др. Принцип мировой гармонии известен с древнейших времен: гармония как единство в многообразии у Аристотеля, принцип Инь-Ян в Древнем Китае, принцип срединного пути или "золотой середины" в Древней Индии. В человеческой личности закон гармонии проявляется, с одной стороны, в виде интуитивного стремления к установлению оптимального внутреннего баланса разнонаправленных и противоположно направленных мотиваций, и, с другой стороны, в отыскании оптимальных соотношений своих желаний и установок с особенностями внешней окружающей среды. В конечном счете эти стремления призваны приводить нас к гармоничной жизнедеятельности в согласии с собой и с Миром. Развитие и саморазвитие идут как минимум в пяти жизненных средах: внутри самой личности, внутри психики (развитие связей между мотивацией и своими психическими возможностями), в собственном теле (адаптация к телу через создание "схемы тела", все большее овладение его возможностями, развитие этих возможностей, установление "дружбы" и взаимопонимания с телом), в социальных средах (микро-, мидл- и макро-), в живых и неживых природных средах (вплоть до Мира в целом). Все эти сферы жизнедеятельности одинаково важны и значимы для человека. Центрация лишь на социальной сфере жизни делает рассмотрение жизни человека изначально нецелостным и дисгармоничным (а сведением всего развития ребенка к социализации грешат многие психологи).
В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное. О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека. Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.
1.Понятие гармонии личности
На взаимодействие противоположностей, на равновесие движущих сил направлена целая вселенная и естественно вселенная человека. Огромная доля явлений имеет возможность быть определена по чертам, имеющим обратные полюса. В сравнении с противолежащим изучаемое явление имеет возможность раскрываться с новых сторон. К примеру, самочувствие – нередко анализируется в сопоставлении с расстройствами и заболеваниями. Мнения, плотно связанные с самочувствием – приспособление, психическая стабильность, гармоника – имеют антонимы: дезадаптация, психическая неустойчивость, дисгармония. Уже в древние эпохи самочувствие связывали с равновесием и гармонией. Алкмеон толковал самочувствие как гармонию или же равновесие обратно нацеленных сил (различных состояний, теплого и морозного, интенсивного и недвижимого и т.д.). Заболевание начинается как последствие единовластия 1-го из этих составляющих над остальными. Гиппократ заявлял, собственно что самочувствие вполне вероятно при соразмерном смешении ведущих первоэлементов тела (крови, флегмы, желтоватой и темной желчи). Платон гласил о том, собственно что самочувствие, как и великолепие, ориентируется соразмерностью и согласием противоположностей и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного. О дисгармонии личности психоаналитики и специалисты по психологии сообщают значительно чаще, чем о гармонии. Об этом свидетельствуют факты, так теорий изучающих дисгармонию очень много, а гармония рассматривается реже. Гармоника – более возвышенный степень интегрированности личности по сопоставлению с стабильностью и устойчивостью личности, а стабильность – более возвышенная степень интегрированности личности по сопоставлению с адаптированностью. Интегрированность личности – это ее единство. Мнения о гармонии личности плотно взаимосвязаны, но не эквивалентны. Лицо имеет возможность быть негармоничной, но не имеет возможность быть гармонической и неинтегрированной. Гармоника личности – это верное соответствие меж ведущими сторонами бытия личности: местом личности, периодом и энергией. Гармония – это равновесие между чувством самодостаточности и ощущением общности. Например, как здоровый человек – в одно и тоже время индивидум, тип психологической энергичности и член общества, то конструкция личности имеет возможность быть описана с точки зрения биологического, психического и общественного места, времени и энергии. В биологическом проекте человек – актуальный организм и тип поведения, в психическом – носитель психики, тип целесообразного поведения и работы, в общественном – член микро и макросоциума, включенный в большое количество общественных связей, образующих общественное место. Одной из сторон гармонии считается согласованность 3-х намерений ее бытия: биологического, психического, общественного. Понятие гармонии возможно рассматривать в различных качествах. Так согласно одному из них, гармония – это соразмерная жизнь наружного и внутреннего бытия личности; телесного, психологического и духовного бытия; существования в различных средах – природной, предметной, общественной. Кто же такой гармоничный человек? Как им стать? Мысль о воспитании гармонического человека –одна из самых древних мыслей населения земли. Так, ещё в Древней Греции, в Афинах образование и изучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармонического становления личности, которая заключалась в эталоне каллокагатии(в переводе с греч. 1) безупречный, великолепный человек, 2) человек, удивляющий всех собственными способностями). Их характеризовало гармоническое согласие и хитросплетение умственного, физиологического, нравственного и эстетического становления человека в согласовании с полисными традициями. В эру Просвещения британский преподаватель Джон Локк в собственном трактате «Мысли о воспитании» внес предложение по поводу воспитания джентльмена, который обязан был получить всестороннее образование: телесное, моральное, интеллектуальное и трудовое. Французский просветитель Жан-Жак Руссо эталон воспитания видел в единстве интеллектуального и физиологического становления: «голова трудится как у философа, а руки –как у крестьянина». Гуманистическая мысль о гармоническом развитии личности («тотально развитом индивиде»), о многоплановом проявлении возможностей индивидума находится и в коммунистическом учении о воспитании и обучении К.Маркса и Ф. Энгельса. Отсюда вытекало их состояние о надобности целостности интеллектуального, физиологического, политехнического образования и соединения изучения с трудом учащихся. И сейчас развитие системы образования нацелено на гармоничное становление личности и креативных возможностей человека, увеличение умственного и культурного потенциала нашего государства. Гармоничное лицо –это лицо неоднозначно развитое, воспитанное, способное правильно понимать и разбирать все происходящее кругом. Гармоничный человек веселит себя и находящихся вокруг собственным духовным и телесным самочувствием, умением находить связь с людьми и не унывать при каких-либо проблемах.
Часто ли мы сталкиваемся в жизни с людьми, живущими в согласии с собой и находящимся вокруг миром? Нередко ли видим человека, профессиональные знания и умения которого соразмерны личным и человечным качествам; милая внешность– умению быть увлекательным собеседником; а общественная зрелость–физическому и психологическому здоровью? Как в реальное время тип гармонического человека реален и необходим для нас? Это количество притязаний для одной личности– это утопия, воображение, миф и их практическая осуществление невыполнима в действительности. Чаще всего мы встречаем в жизни людей, усиленно занимающихся спортом, или же людей, посвятивших себя науки и т.д. Да и отношение к спортсменам всякий раз было разноплановым. В обществе постоянно присутствовал стандарт, собственно что все спортсмены «недалекого ума», а отличники–хилые и некрепкие. Довольно нередко, в нашем осознании, если человек возвышенный, широкоплечий, мускулистый, с маленькой головой и толстой шеей, то это спортсмен. А худенький, бессильный, в очках и с книжкой, то это «ботаник». Но на самом деле так ли это? Какое лицо считается гармоничным? У всякого человека есть собственные интересы, которые он имеет возможность разместить в порядке значимости, то есть от неглавного к основному, от низшего к высокому. Интересы имеют все шансы быть различными. Для кого-то это спорт, музыка, рисование, для других– чтение, рукоделие. Каждый сам решает, что ему нужно. В любом учебном заведении есть люди, которые промышляют спортом, не пропускают ни одной тренировки, принимают участие в состязаниях разного значения и довольно часто пропускают учебные занятия по причине сильной загруженности или же элементарно без оснований не стремятся обучаться. В итоге по физической культуре у их всякий раз замечательные оценки, а по оставшимся предметам случаются трудности с неуспеваемостью. Но еще есть и те, которые никуда не ходят, лишь только сидят дома за учебниками, им нужнее всего учеба. В итоге у этих людей, напротив, по физиологической культуре – неудовлетворительная оценка, а по оставшимся предметам– отметки «отлично». Думаем, для того, чтобы быть гармоничной личностью, надобно стремится к совершенству как интеллектуально, например и на физическом уровне. Телесное и интеллектуальное становление взаимосвязаны между собой. В случае если постоянно увлекаться физической культурой, то и в будущем гораздо легче преодолеть и с интеллектуальными упражнениями. Спорт и труд учат соблюдать дисциплину и режим, укрепляют организм человека, а воспитание и искусство обогащают его внутренний мир. Довольно принципиально увлекаться спортом, так как нужно закреплять самочувствие. Занимаясь спортом, развивается ловкость, эластичность, мощь, стремительность, закрепляется религия в собственные личные силы, увеличивается самомнение, воспитывается свобода к победе, достижению цели, соревновательный дух. Спортивные занятия тонизируют мускулы, проделывают их сильными и упругими. Человек становится симпатичным и гибким. Занимаясь спортом, он меньше утомляется, наращивает собственные актуальные силы. Безусловно, что чем больше увлекаться физиологической культурой, тем эффективней станет трудиться организм. Спорт развивает выносливость, нрав, считается почвой личного подъема. В следствие этого очень принципиально развивать физиологическую культуру. Процесс совместного, социально-нравственного и профессионального становления личности приобретает подходящий нрав, когда ученик выступает субъектом изучения. Предоставленная закономерность обусловливает согласие реализации деятельностного и личного раскладов. Личностный подход подразумевает, собственно, что и преподаватели, и ученики относятся к любому человеку как к самостоятельной единице, а не как к средству для заслуги собственных целей. Это связано с их радостью понимать всякого человека как заманчивого, признавать за ним право на непохожесть на других. Личностный расклад настоятельно просит подключения в педагогический процесс личного навыка (чувств, переживаний, впечатлений, надлежащих им поступков и поступков). Принцип диалогического расклада подразумевает переустройство позиции воспитателя и позиции студента в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Это переустройство связано с переменой ролей и функций членов педагогического процесса. Преподаватель не воспитывает, не обучает, а инициирует, инициирует влечения, создает мотивы студента к саморазвитию, исследует его энергичность, создает обстоятельства для самодвижения. При этом обязаны соблюдаться конкретная очередность, динамика: от наибольшей поддержке воспитателя ученикам в заключении учебных задач на исходной стадии образования сквозь постепенную активизацию студентов к абсолютной саморегуляции в обучении и выходу в свет отношений партнерства между ними.