Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Порядок предоставления компенсаций по обязательному социальному страхованию.
Цель задания: раскрыть выбранную тему более подробно с помощью дополнительных сведений или материалов.
Показать практическое применение знаний по изученной дисциплине.
Самостоятельно разработать или актулизировать ряд локальных документов для вашей организации в рамках изученной дисциплины.
Российская Федерация есть государство, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита, признана прямой обязанностью государства. Так, статьей 39 Конституции Российской Федерации указано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Этой же статьей определено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Этой же статьей поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
На сегодняшний день социальное страхование является самостоятельной социально-экономической системой, которая отличается и от чисто социальной и от страховой. В России уже много лет проводится реформа социального страхования, цели и направления которой неоднократно коренным образом менялись.
Социальное страхование с момента его зарождения направлено на повышение благосостояния населения, обеспечивая поддержание доходов граждан на уровне достаточном для жизнедеятельности. Для защиты граждан государство сосредотачивает значительную часть денежных средств во внебюджетных фондах .
В России обязательное государственное социальное страхование представлено следующими внебюджетными фондами: пенсионным фондом (ПФ), фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), фондом социального страхования (ФСС). Таким образом, социального страхования представляет собой систему защиты работающих граждан от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности из-за болезни, старости, материнства, инвалидности.
Положения Конституции отображают международный подход к обязательности социального обеспечения в необходимых объемах, отображенных в соответствующих международных документах, в частности в конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Конвенцией рекомендовано государствам, которые ее подписали, внедрить минимальное социальное обеспечение, под которым подразумевается обеспечение, предоставляемое непосредственно в виде обслуживания нуждающегося населения, либо опосредовано в форме возмещения расходов, понесенных заинтересованным лицом: в области медицинского обслуживания (любого болезненного состояния, независимо от вызвавшей его причины, а также беременность и роды и их последствия); от нетрудоспособности, вызванной болезненным состоянием и влекущей за собой приостановку заработка, по старости; в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, от инвалидности; от безработицы; в области семейного обеспечения и материнства; в связи с потерей кормильца.
Иными словами, все, что связано с социальным обеспечением должно регулироваться федеральным законодательством в русле ратифицированных международных правовых актов.
Однако анализ законодательства по социальному обеспечению показывает один из главных недостатков присущих именно российскому законотворчеству: применение термина, не имеющего законодательно утвержденного трактования, при достаточно вольном его применении как в законах, так и в повседневной жизни.
Обязательное социальное страхование осуществляет правовые, экономические и организационные меры, компенсирующие или минимизирующие последствия негативных изменений материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других законодательно установленных событий.
Анализируя трактование понятия «обязательного социального страхования» можно заметить, что в нем избегается трактование его сути именно как страхования т.е. его определения как официально оформленные «финансовые отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных или иных оговоренных в договорах страхования интересов физических и юридических лиц (страхователей, застрахованных лиц) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии)».
При этом страховой случай рассматривается законодательством как случай реализация риска, т.е. реализованный (совершившийся) страховой риск, каковым является предполагаемое событие, носящее вероятностный и случайный характер.
Наступление застрахованного риска и есть страховой случай. Иными словами, страхование можно трактовать, как защиту от страховых рисков. Однако закон об основах обязательного социального страхования просто перечисляет случаи осуществления мер, призванных к минимизации или компенсации перечисленных ранее изменений материального и социального положения, не относя их к страховым рискам. В то же время законодатель определил, что «социальный страховой риск» – это предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, т.е. те же изменения в материальном и социальном положении, которые были пересилены ранее: возраст, материнство, несчастный случай, заболевание; беременность, роды уход за ребенком. При этом если беременность можно отнести к случаям вероятностного или случайного характера, то уход за ребенком к случайным событиям отнести достаточно сложно.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие «социальный страховой риск» определенное законодателем не имеет однозначного, точного и четкого толкования. Его определение как «предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование», не раскрывает сути этого понятия. Более того, анализ трактования показывает, что из его определения изъят основной признак страхового риска его вероятностный и случайный характер, а упор сделан на прогнозный характер, т.е. страховой случай наступит обязательно.
Исходя из вышеизложенного можно считать, что если страхование это зашита от страховых рисков, то социальное страхование (в т.ч. обязательное и добровольное) – это защита от социальных рисков, которые носят совершенно точный и определенный характер: социальный риск – это возможность наступления вероятностных, случайных и не зависимых от воли человека событий, нарушающих его физиологическую и социально-экономическую жизнедеятельность .
Так, он отнес к основным социальным рискам те, которые сконцентрировались в едином доминирующем социальном риске – потере трудового дохода. На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации подавляющему большинству населения требуются два основных условия обеспечения себя средствами к жизнедеятельности (трудового дохода): способность к труду и возможность трудоустройства.
Таким образом, снижение трудового дохода или его потеря связана с такими социальными рисками: потеря трудоспособности временная (болезнь, несчастный случай, беременность, роды и т.д.); потеря трудоспособности постоянная (старость, профессиональная болезнь, инвалидность, беспомощность в сочетании с потерей кормильца и т.п.); безработица (отсутствие рабочих мест или отсутствие спроса на данный вид рабочей силы). Кроме указанных социальных рисков должное внимание не уделяется таким социальным рисками, как несвоевременная выплата или появление задолженности по выплате заработной платы. Для компенсации и нейтрализации последствий наступления указанных социальных рисков в Российской Федерации действует система социального страхования, состоящая из базовых законов, регулирующих его отдельные виды, финансируемы за счет соответствующих внебюджетных фондов социального страхования.
Потеря трудоспособности по чисто медицинским показаниям компенсируется системой законов о медицинском обеспечении, из которых базовым в части социального страхования является федеральный закон об обязательном медицинском страховании. Потеря трудоспособности по иным показаниям компенсируется базовыми законами, отличающимися местом наступления социальных рисков: на производстве – закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; в быту – закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Отдельной системой правовых актов выделено пенсионное обеспечение, базовым законом которого по пенсионному страхованию является закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Ошибкой следует признать отмену социального страхования на случай безработицы в 2001 г. и в настоящее время муссируется вопрос возврата этого вида социальной поддержки в страховое поле.
После 1 января 2020 года ФСС продолжило возмещать расходы на: выплату социального пособия на погребение; оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом; финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма; произведенные за счет собственных средств дополнительные расходы (сверх общеустановленных норм) на выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня, обеспечение которых должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.