Фрагмент для ознакомления
2
Введение
XX век принес с собой совершенно новый тип культуры, которого человечество не знало прежде. В этой культуре изменилось практически все: отношение к религии и Богу, понимание человека, отношение к искусству, мировоззрение, основные жизненные ценности. Объясняется это целым рядом факторов.
Прежде всего, изменилась экономика, которая в свою очередь оказала огромное влияние на культуру. В первой половине XX века возникло массовое производство, заполнившее прилавки магазинов предметами широкого потребления, которые отличались невысоким качеством и низкими доступными ценами. Началась широкомасштабная стандартизация производства и потребления, вкусы и предпочтения людей все больше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовый потребитель, массовое сознание. Вслед за массовым потребителем сформировалась и массовая культура, которая удовлетворяла его досуговые потребности.
Не человек, а развитие техники как орудия господства человека над природой стали главными ценностями современной культуры. Человек пытается преодолеть этот способ организации социальной жизни, вырваться из него, где он становится стандартной деталью машины, теряя гуманистические и индивидуалистические ценности. Человек становится всего лишь средством, сырьем этой мегамашины, орудием эффективной экономической деятельности этого бесчеловечного мира. Стало очевидно, что прогресс техники отнюдь не означает прогресса культуры в целом. А современная духовная культура находится в кризисе.
Тема кризиса современной духовной культуры является одной из главенствующих в философской и культурологической мысли. Большая часть мыслителей приходит к выводу, что современная культура находится в состоянии кризиса и в ней развивается ряд негативных тенденций.
В настоящее время осознание того, что мы переживаем острый, гибельный кризис культуры, проникло в самые широкие слои общества. Социально-экономические катаклизмы, мировые войны, опасность глобального экономического кризиса и ядерной катастрофы – ставят под угрозу существование всего человечества. Поэтому тема кризиса духовной культуры находит весьма своеобразное и разноречивое отражение в сознании западных философов, культурологов, ученых.
1. Кризис системы ценностей современной культуры
В XX веке продолжает развиваться массовое машинное производство, которое подрывает старые порядки и подвергает пересмотру все прежние истины. Все больше ускоряется ритм жизни, возрастает интенсивность труда, его монотонность. Возникает индустриальное общество, для которого характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на производство товаров массового потребления.
С развитием индустриального общества связана важнейшая проблема современной духовной культуры - отчуждение человека от продуктов его деятельности, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Данной проблемой занимался К. Маркс, который выделял четыре основных вида отчуждения:
1. Отчуждение от процесса труда
По мнению Маркса, отчуждение можно наблюдать уже в самом процессе трудовой деятельности. Труд рабочего больше не принадлежит его сущности, является чем-то чуждым для него. Труд в данном случае является некой самостоятельной сущностью. Поэтому рабочий все более отдаляется от процесса своего труда и занимает по отношению к нему внешнюю позицию. Причину процессов такого рода Маркс видит в принудительном характере труда в современном ему капиталистическом обществе. Во многом данный вид отчуждения схож с концепцией Фейербаха, только Маркс перемещает ее из религиозной сферы в экономическую: «Первая фаза отчуждения понимается им вслед за Фейербахом как неспособность человека обнаружить в своей деятельности нечто адекватное своей собственной сущности»
2. Отчуждение от продуктов труда
Следующей формой отчуждения является отчуждение от продуктов или результатов труда. Во время производственного процесса от человека от человека отчуждается не только процесс труда, но и результат данного труда. Та продукция, которую производит рабочий, уже не принадлежит ему, является для него чуждой. Более того, результаты труда даже закабаляют рабочего, таким образом, усилия, затраченные на производства чего-либо, оборачиваются против самого же рабочего. В результате получается, что чем больше рабочий трудится, чем больше товаров он производит, тем беднее становится он сам. Как пишет сам К. Маркс: «Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает. В прямом соответствии с ростом стоимости, мира вещей растет обесценение человеческого тира»
3. Отчуждение от себя самого
На следующем этапе происходит отчуждение рабочего от себя самого, от своей собственной сущности.
4. Отчуждение человека от человека
В ситуации, когда от человека уже отчуждены сам процесс труда и его результаты, он рассматривает других людей с точки зрения положения, в котором находится сам как работник. В результате в обществе появляется такое явление как «атомизация», то есть люди изолированы и отчуждены друг от друга.
Таким образом, отчуждение ведет к обеднению духовной сущности человека. Сотворенный инструмент восстает против творца. Дух человека уже не в силах справиться с небывалой энергией техники.
Следующая кризисная тенденция касается взаимоотношений с природой. С появлением человека природа стала испытывать на себе влияние его деятельности. Первоначально человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее. По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горозия В.Е. Проблема отчуждения человека в учении Карла Маркса. // Человек. Государство. Глобализация : сб. филос. ст. / под ред. В.В. Парцвания. – СПб. ; Тбилиси, 2005. – Вып. 3. – С. 98–118.
2. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.42, стр. 41-174 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/marxk01/index.htm Дата обращения: 15.12.2020
3. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: ACT: Астрель, 2011. – 382 С.
4. Маркузе Г. Одномерный человек. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf Дата обращения: 10.12.2020
5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы. – Минск: Харвест, 2005. - 1006 с.
6. Хейзинга Й. HOMO LUDENS. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс-Академия, 1992. – 458 с.
7. Чернышева А.В. Генезис культурологической мысли. Концепции культуры в их исторической ретроспективе: Учебное пособие. М.: МГОУ, 2008. – 324 с.
8. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Наука, 1993. – 592 С.
9. Шпенглер О. Пессимизм ли это? // Новые идеи в философии: Ежегодник философского общества СССР 1991. - М.: Наука, 1991. – С.183-203