Фрагмент для ознакомления
2
Задача 1.
Условие задачи. Рассмотрите систему власти РСФСР 1917–1923 гг. Определите основные принципы организации власти, административно-территориальное устройство советской республики. Существовал ли принцип разделения властей в РСФСР на законодательную, исполнительную и судебную?
Ответ.
Рассматривая систему власти РСФСР в период 1917-1923 годов, подчеркнем следующие.
Согласно Конституции РСФСР от 1918 года к высшим органам государственной власти относились следующие: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет, а также Совет народных комиссаров (сокращенно – Совнарком).
При этом Конституцией именно Всероссийский съезд Советов был назван «высшей властью». В его правомочия входило обсуждение практически любой общегосударственный вопрос, иными словами, компетенция этого органа не была чем-либо ограничена. Кроме этого, в рамках исключительной компетенции Съезда можно назвать выборы ВЦИК, осуществление ратификации мирных договоров, а также, в случае необходимости, изменение Конституции. Созывы Съездов Советов по непосредственному решению ВЦИК должны осуществляться были два раза в год, но на практике, они с 1919 года созывались только раз в год, и это в виде поправки было внесено в 1921 году в Конституцию РСФСР. Также предусматривался созыв еще и чрезвычайных съездов. Однако из десяти Всероссийских съездов периода 1917-1922 годов только два (это IV и VI Съезды) носили название чрезвычайных.
Избрание депутатов Всероссийских съездов Советов осуществлялось на губернских и городских съездах Советов. Необходимость тщательного обсуждения отдельных вопросов в конечном итоге привела к появлению практики секционной работы. Например, в декабре 1919 года на VII Всероссийском съезде Советов функционировали следующие секции: 1) секция промышленности, 2) секция сельскохозяйственного производства и помощи крестьянскому хозяйству, 3) секция по улучшению деятельности советского аппарата и ряд других секций .
Высшим законодательным, распорядительным, а также контролирующим органом РСФСР в период между съездами Советов выступал Всероссийский центральный исполнительный комитет (далее по тексту – ВЦИК), формирующий правительство и определял общее направление его функционирования, вел наблюдения за реализацией основ Конституции РСФСР, образовывал наркоматы, созывал Всероссийский съезд Советов, наконец, осуществлял руководство деятельностью советов на местах. При этом по всем вопросам своей деятельности ВЦИК издавал распоряжения и декреты.
На первых этапах, ВЦИК являлся многопартийным органом, однако с V Всероссийского съезда Советов, в него представители иных, за исключением большевистской, партий не избирались.
Кроме этого, ВЦИК до осени 1918 года являлся постоянно действующим органом. Далее он переходит на сессионный характер деятельности. При этом в качестве постоянно действующим органом ВЦИК становится его Президиум. Укажем в этом отношении, что при ВЦИК, а также его Президиуме формировались отделы (например, финансовый, военный, хозяйственно-продовольственный, казачий, национальный крестьянский, и т.д.) и разного рода комиссии и комитеты.
В качестве Правительства РСФСР выступал Совет народных комиссаров. В положениях Конституции РСФСР от 1918 г. было четко прописано положение непосредственно в системе органов Советского государства Совнаркома. Основным законом была закреплена ответственность СНК как перед Всероссийским съездом, так и ВЦИК. При этом последнему предоставлялось последнему право приостанавливать либо вовсе отменять практически любое решение правительства .
30 ноября 1918 года на основе декрету ВЦИК и СНК образовывается чрезвычайный государственный орган, именуемый Советом рабочей и крестьянской обороны. В его функции входило проведение мобилизации сил и средств непосредственно в интересах обороны государства. Всего его решения были обязательны к исполнению. Однако после завершения гражданской войны он в апреле 1920 года преобразуется в Совет труда и обороны (СТО) и начинает функционировать на правах постоянной комиссии Совнаркома.
Кроме этого, в систему центральных государственных учреждений РСФСР в рассматриваемый период времени входили также наркоматы, выполняющие роль органов отраслевого управления, например, это Наркомат внутренних дел, Наркомат финансов, Наркомат юстиции и др.
Почти у всех наркоматов (кроме НК по делам национальностей) имелись. В целом формирование советского отраслевого аппарата управления завершилось к лету 1918 года, то есть когда Конституцией РСФСР 1918 года была утверждена система центральных государственных органов, которая включала в себя 18 наркоматов. При этом наркомы как назначались, так и смещались Всероссийским съездом Советов, при том, как в период между съездами эту функцию выполнял ВЦИК .
Далее обозначим основные принципы организации власти, административно-территориальное устройство советской республики.
В этом отношении укажем, что основными принципами организации власти в советской республике были следующие.
Во-первых, это провозглашенная ведущая роль представительных органов власти – то есть Советов, составляющих основу аппарата советской власти.
Во-вторых, это в единую представительную систему объединение высших и местных органов. Данная система основывалась на принципе демократического централизма, то есть имеется в виду подчинение всех нижестоящих Советов всем вышестоящими.
В-третьих, это осуществляемое соединение законодательной и исполнительной власти непосредственно в лице действующих представительных учреждений. То есть принятая советская республиканская форма правления заметно отличается от западноевропейской, которая, в свою очередь, базировалась на принципе разделении властей. Однако советская республика в себе сочетала выгоды парламентаризма (то есть формальной демократии) непосредственно с выгодами прямой демократии. Подобная модель публичной власти способна была стать важным шагом, но, как наглядно показала реальность социалистического строительства, эта унитаризация публичной власти в конечном итоге привела только к борьбе правительственно аппарата с народом.
В-четвертых, особой чертой Советской республики стало то, что советы формировались по принципу открытого классового представительства – то есть это Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В свою очередь представительные органы власти в советской республике формировались на базе избирательного права, исключающего участие других социальных слоёв, не относящихся к рабоче- крестьянским. Имело место и неравное избирательное право, так как приоритет отдавался именно городскому населению.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918 г.) [Электронный ресурс] (утратила силу). – Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/ (дата обращения: 14.12.2020)
2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31.01.1924 г. [Электронный ресурс] (утратила силу) – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/ (дата обращения: 12.12.2020)
3. Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР 1924 г. [Электронный ресурс] (утратил силу). – Режим доступа: https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009071 (дата обращения: 12.12.2020).
4. Декрет ЦИК СССР от 15.11.1923 «Положение об Объединенном Государственном Политическом Управлении Союза Советских Социалистических Республик и его органах» [Электронный ресурс] (утратил силу). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=38145#09212076088506205 (дата обращения: 12.12.2020).
5. Положение о правах объединенного государственного политического управления в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь [Электронный ресурс] (утратило силу) – Режим доступа: URL: https://alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/72992 (дата обращения: 12.12.2020).
Научная литература
6. Власов, В.И. История судебной власти в России [Текст] / В.И. Власов. – М., 2004. – Кн. II. – 232 с.
7. Гимпельсон, Е.Г. Становление и эволюция советского государственного аппарата управления. 1917-1930 [Текст] / Е.Г. Гимпельсон. – М.: ИРИ РАН, 2003. – 144 с.
8. Защита государственных интересов в период НЭПа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/13-13050.html (дата обращения: 12.12.2020)
9. Иванов, А.Б. История отечественного государства и права (советский период) [Текст] / А.Б. Иванов. – Ярославль: ЯрГУ, 2013. – 168 с.
10. Исаев, И.А. История государства и права России [Текст]: учеб. пособие / И.А. Исаев. – М.: Приор, 2019. – 346 с.
11. Лепешкин, А.И. Советский федерализм [Текст] / А.И. Лепешкин. – М., 1977. – 154 с.
12. Павловский, Р.С. Административно-территориальное устройство СССР [Текст] / Р.С. Павловский, А.М. Шафир. – М.: Высш. шк. 2004. – 232 с.
13. Проблемы теории государства и права [Текст] / под ред. М.Н. Марченко. – М.: Инфра-М., 2012. – 322 с.
14. Смыкалин, А.С. Пенитенциарная система советской России 1917 - начала 60-х гг.: Историко-юридическое исследование [Текст]: автореф. … докт. юридич. наук / А.С. Смыкалин. – Екатеринбург, 1998. – 46 с.
15. Упоров, И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв. Историко-правовой анализ тенденций развития [Текст] / И.В. Упоров. – СПб.: Питер 2004. – 609 c.
16. Щепетев, В.И. История государственного управления в России [Текст]: учебник / В.И Щепетев. – М.: Норма, 2003. – 512 с.