Фрагмент для ознакомления
2
1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
1.1. Смысловая точность речи
1.1.1. Поиск нужного слова
Упражнение 1. Вместо точек вставьте слова, которые
наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. (Слова,
которые использовал автор, см. в конце упражнения.)
Человек нашел (слова уже были созданы, он их нашел)
слова для всего, что обнаружено им во вселенной (будет неправильно ограничить это миром или землей). Но этого мало. Он определил (подобрал слово для каждого)
всякое действие и состояние. Он обозначил (предметы и слова уже были, он подобрал к каждому предмету свое слово) словами свойства и качества всего, что его
окружает. Словарь фиксирует(в каждом словаре собраны слова, современные для словаря разных эпох) все изменения, совершающиеся (что-то совершается и изменяет) в мире. Он сохранил… (благодаря письменности зафиксировал все слова) опыт и
мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию (техника развивается) техники, науки, искусства. Он может назвать
(дать название) любую вещь и
располагает средствами для обозначения (дать название) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
(По С. Маршаку.)
Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил,
отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.
1.1.2. Лексическая сочетаемость
Упражнение 9. Укажите слова, употребление которых приводит
к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.
1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. В
заводском клубе проводятся многолюдные вечера (проводятся вечера, где собирается много людей). 3. Мы пожелали
организаторам почаще собирать (проводить) такие вечера. 4. В деревне полными
темпами идет уборка (сбор) урожая. 5. Шевченко открыл начало жатвы в
прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь (то же самое) доверили
ему и нынче. 6. Повышение белковитости зерна ставит перед (создает)
исследователями большие трудности. 7. Два пернатых в одной берлоге (одном гнезде)
не живут. 8. Книжная ярмарка гостеприимно (не нужно) приглашает издателей и
авторов посетить павильоны. 9. Спортсмены «Колоса» установили 32
новых достижения области (в области...). 10. В журнале я прочел большую дискуссию (статью) о
роли отца в воспитании своих детей. 11. Эта политика уже приносит
положительные (не нужно) плоды. 12. Большое внимание (большая поддержка) будет оказано
благоустройству города. 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное (первостепенное)
внимание. 14. Наши фермеры завоевали (установили) мировой рекорд по настригу
шерсти от тонкорунной овцы. 15 Подавляющее число присутствующих
разобрались в этой теме (с этой темой).
1.1.3. Речевая недостаточность
Упражнение 18. Обратите внимание на речевую
недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения
его смысла. Исправьте предложения.
1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой
успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать
прекрасное в своих учениках (отразила то, что Н.И. Карпенко воспитывала в своих учениках). 2. Студент Белов занял первое место по
английскому языку — где именно? В олимпиаде? В конкурсе?. 3. Они окончили профессионально-техническое
училище, но, чтобы хорошо работать (по специальности), нужен непосредственный опыт у
станка. 4. За ошибки и недостатки (убрать) председатель совхоза Пашков
заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на
ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью (сделать варежки для всей семьи). 6. Касса
получает за товары ясельного возраста (касса получает прибыль за товары для детей ясельного возраста). 7. Переплет сделался
неотъемлемой деталью (частью) комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского
волнует читателей (во всех странах мира) на самых различных языках.
1.1.4. Речевая избыточность
Упражнение 24. Дайте стилистическую оценку различным
приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах
(разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).
1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою
омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его
дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может
верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея (П.). - это повторение слов для усиления эмоциональной окраски
1. Все перессорились: дворяне у нас живут между собою, как кошки с
собаками; крестьяне между собою, как кошки с собаками (Г.) - тавтология. 3. Это
было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно
неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и
подбородком (Дост.) - плеоназм, для придания выразительности. 4. Возвращение сына взволновало Николая
Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою
голову, думал долгие думы - плеоназм (Т.). 5. А ночи темные, теплые, с лиловыми
тучками были спокойны, спокойны - повторение. Сонно бежал и струился лепет сонных
тополей (Бун.). 6. Варвара криком кричит… А сама - реву, сердце
дрожмя дрожит, боюсь дедушку, да и Варе жутко. «А-а, так ты над
бабушкой-старухой шутки шутить затеял!» - плеоназм (М. Г.) 1. Теперь кричи не
кричи, зови не зови - никто не услышит - плеоназм (Сол.). 8. Илья Муромец
тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало,
выкупает, в колыбель положит, а он лежит хрусталь-хрусталем - плеоназм
(фолькл.). 9. Дума-думушка разум сбивает, мил навеки оставляет; уж я
сплю-не сплю, Ванюша, боле так лежу. На уме держу Ванюшу, на всем
разуме (фолькл.) - плеоназм. 10. Тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в
набат надо (Ал.) - плеоназм. 11. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что
пожелтелый белый свет с тобой - белей белил - плеоназм (Паст.). 12. Люди пишут,
а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если
слух умирает, разве должен и звук умереть? - повторение (Марш.)
1.1.5. Использование в речи синонимов
Упражнение 33. В отрывке из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя
выделите глаголы речи, выберите из числа их такие, которые
синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти
синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечания).
О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать
его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе;
говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные
замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного
казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские
проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной
игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о
добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об
выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных
надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам
был и чиновником и надсмотрщиком.
Беседовать — шла ли речь, рассуждение, разговаривать, вести беседу, вести разговор, говорить, обмениваться словами, толковать, болтать, трепаться, клякать
говорить — сообщал, рассуждал, судил, изъясняться (уст.), слишком
много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и
красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст.
книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем
(шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и
ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь:
вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное:
отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор:
городить, молоть, нести, плести (прост.).
сказать — показывал, выражаться, выразиться; изъясниться (уст.); 2.
произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить
(уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить,
возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить,
уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить,
ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.),
что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть,
бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть,
выдать, сбрендить (прост.).
Примечания. «Словарь синонимов русского языка» З. Е.
Александровой дает такие синонимы:
I. Беседовать, вести беседу, разговаривать, вести
разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами;
толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.),
переговариваться.
II. Говорить1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком
много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и
красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст.
книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем
(шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и
ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь:
вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное:
отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор:
городить, молоть, нести, плести (прост.).
III. Сказать1. выразиться; изъясниться (уст.); 2.
произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить
(уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить,
возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить,
уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить,
ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.),
что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть,
бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть,
выдать, сбрендить (прост.).
1.1.6. Использование в речи антонимов
Упражнение 52. Определите стилистические функции антонимов
и слов, получающих в контексте противоположный смысл.
1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб!
родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в
твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем
любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как
сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, ай, герой! Куда ты? тише,
тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки
твои (Бл.). 6. Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной
кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью
(Бл.). 7. Я видел: ива молодая Томилась, в озеро клонясь, А девушка,
венки сплетая, Все пела, плача и смеясь (Бл.). 8. Ведь тот же
огненный желток, что скрылся за борт, он одному сейчас - Восток,
другому - Запад (Возн.). 9. Я соловей: я без тенденций и без особой
глубины… Но будь то старцы иль младенцы. Поймут меня, певца весны
(Сев.). 10. Она была не хороша, не дурна собою (Г.). 11. Не
легковесен ты и не тяжел (Марш.). 12. И перекрыты выходы и входы, И
путь один - туда, куда толпа (Выс.). 13. Расставанья и встречи - две
главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 14.
Пока мы о прошедшем сожалеем, жизнь день грядущий в прошлый
превратит (Гамз.). 15. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский
хлеб (Ок.). 16. Философия - древняя наука, рассуждающая об уме и
глупости, о правде и лжи, о жизни и смерти (из газ.). 17. Приходите
в любой день - в начале и в конце недели, в первых и в последних
числах месяца: я всегда вам рад (из газ.). 18. Меня не то чтоб
ругают, но и не то, чтоб хвалят (Дост.). 19. Другой род мужчин
составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы
слишком толстые, однако и не тонкие (Г.). 20. Золотом платят за
подлость, За мужество - только свинцом (Моз.).
Антонимы нужны для того, чтобы усилить контраст на основе антитезы.
1.1.7. Использование в речи многозначных слов и омонимов
Упражнение 62. Укажите стилистические приемы создания
юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник
словесной игры.
1. Чацкий: …Но Скалозуб? Вот загляденье: за армию стоит
горой, и прямизною стана, лицом и голосом герой (многозначное слово)… Софья: Не моего
романа - параллелизм (Гр.). 2. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти
ли она вышла замуж. «По страсти, - отвечала старуха, - я было
заупрямилась, да староста грозился меня высечь» (П.). 3. Увы!
каламбур лучше стихов! Ну да все равно! Если он вышел из пустой (омоним)
головы, то, по крайней мере, стихи из полного сердца - антитеза (Л.). 4. Тот,
кто играет словами, не всегда играет (многозначное) чувствами - антитеза (Л.). 5. «Что о нем
[о Петербурге] рассказать? Очень большой и живой город… Погода в нем
сырая, а…» - «А люди сухие, - перебил Бенковский. - Далеко не все.
Есть много совершенно размякших, покрытых плесенью очень древних
настроений (многозначное)» - антитеза (М. Г.). 6. Все люди, покойные (омоним) и беспокойные, будут
абсолютно покойными, ибо всем, рано или поздно, придется лечь в
могилу - оксюморон (М. Г.). 7. У которых есть, что есть (омоним), - те подчас не могут
есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что
есть, да при этом есть, чем есть… - повтор (Марш.) 8. Вилюйская ГЭС
жар-птицей посажена в каменное гнездо, чтоб она светила до самого
края полярной ночи, чтоб в небе светила (омоним) там важничали не очень -
(Щип.). 9. Разве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине
наощупь подбирается. А мелодия - не подбирается (многозначное) (Фон.) - плеоназм. 10. В
вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил
он о чувстве долга долго (омоним) - каламбур (Стан.). 11. «Из одних перлов (омоним) состоит
только перловая каша», - язвительно перебил его Петушков (Гран.) - параллелизм.
12. Труднее всего провести (многозначное) время - метафора («ЛГ»). 13. В любви все средства (многозначное)
хороши. И чем они крупнее - тем лучше - гипербола (Н. Бог.). 14. Мы накануне
великого подъема — подъема (омоним) цен - гипербола. 15. Спортсмен своей меткой стрельбой
поражал (омоним) не только мишени, но и зрителей - антитеза. 16. Мой дорогой (многозначное) во всех
отношениях доктор обещает мне полное выздоровление - гипербола (из газ.). 17. В
своем последнем слове подсудимый Григорьев сказал: «Дайте мне срок,
и я исправлюсь…» Судьи предоставили ему такую возможность (из газ.).
18. Весна хоть кого с ума сведет (многознчнеое). Лед и тот тронулся - каламбур(Э. Кр.).
1.1.8. Паронимия и парономазия
Упражнение 75. Составьте предложения или словосочетания с
паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского
языка.
Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный -
дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный -
эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить -
производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать,
укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай
- урожайность, существо — сущность.
Доброе дело ты сделал, мальчик! Добротное пальто сшила моя бабушка.
Дружеский жест продемонстрировал соперник. Дружественная класс учится в нашей школе. Дефектный товар достался нам со склада. Дефективный человек пришел на сеанс.
Конструкторское бюро открылось рядом с домом. Конструктивный диалог у нас получился.