Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Организация и порядок проведения технического расследования причин аварии, инцидентов на опасных производственных объектах организации.
Цель задания: раскрыть выбранную тему более подробно с помощью дополнительных сведений или материалов.
Показать практическое применение знаний по изученной дисциплине.
Самостоятельно разработать или актулизировать ряд локальных документов для вашей организации в рамках изученной дисциплины.
Возникновение аварий на опасных производственных объектах в РФ – достаточно частое явление. Одним из основных мероприятий, по снижению их количества и установлению причин, является техническое расследование аварий. Несмотря на то, что экспертиза безопасности производственных объектов является обязательным требованием к их эксплуатации, аварии до сих пор не являются исключением. Высокие показатели аварийности в совокупности с высоким количеством смертей в результате возникновения аварий указывают на необходимость ужесточения требований к проведению технического расследования аварий на опасных производственных объектах.
Важной составляющей экономики Российской Федерации являются производственные объекты, деятельность которых направлена на обеспечение жизнедеятельности страны. Подобных объектов на территории Российской Федерации насчитывается около 45 тысяч, возможность возникновения аварий на которых усугубляется некачественным выполнением профилактических работ. По данным статистики Ростехнадзора только за 2019 год зафиксировано 220 аварий на опасных производственных объектах .
Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является одной из важных составляющих в обеспечении безопасности, так как результаты действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на производственных объектах более эффективны и для государства и для граждан, нежели ликвидация последствий подобных аварий.
Существует множество механизмов, обеспечивающих возможность предупреждения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах. Одним из таких механизмов является проведение технического расследования на объекте. Суть данного механизма заключается в установлении обстоятельств и причин произошедшей аварии на объекте защиты и разработка предупреждающих мер на основе выявленных нарушений требований промышленной безопасности.
Одной из важных составляющих при проведении технического расследования является установление причины возникновения аварийной ситуации на производственном объекте, что может вызвать затруднение, так как на производственных объектах имеется большое количество потенциально опасных ситуаций, приводящих к аварии, например:
– эксплуатация поврежденного или неисправного оборудования;
– повышенная нагрузка на оборудование и, как следствие его разрушение;
– неосторожное обращение с огнем;
– умышленные действия по инициированию аварии (пожара);
– неисправность автоматики безопасности .
Для решения данной проблемы необходимо использовать математическое моделирование произошедшей аварийной ситуации, при помощи которого можно установить квалификационный признак нарушения, повлекший возникновение аварии. Наиболее часто встречающимся вторичным фактором аварийной ситуации является пожар, уничтожающий характерные признаки, указывающие на причину возникновения аварии.
Согласно нормативным документам по пожарной безопасности здания производственного назначения преимущественно оборудуются тепловыми пожарными извещателями и снабжаются адресно-аналоговыми системами обнаружения пожара. Идентифицируя характерную динамику развития начальной стадии пожара на производстве, вследствие возникшей аварии, на основе соответствия расчетного и фактического времени срабатывания сетки тепловых пожарных извещателей предоставляется возможным определить вид горючей нагрузки, ставшей инициатором аварии.
Для установления вида горючей нагрузки, способствовавшей развитию аварийной ситуации, необходимо провести исследование температурного режима пожара в помещении. Для этого используем программные комплексы, позволяющие произвести моделирование ситуации с различными горючими нагрузками. Изменение вида горючей нагрузки и места расположения аварии изменяет характерную динамику развития пожара в помещении. После произведения моделирования аварийных ситуаций необходимо произвести сравнительный анализ полученных расчётных величин температурного режима пожара в помещении и фактических величин времени срабатывания тепловых пожарных извещателей.
Техническое расследование причин аварий на опасном производственном объекте должно проводиться по каждому факту возникновения аварии. Расследование проводится комиссией, которую возглавляет представитель Ростехнадхора (эти функции могут выполняться как федеральным ведомством, так и территориальным).
Состав комиссии является достаточно важным фактором в достоверном и эффективном расследовании причин аварии. В состав комиссии по расследованию причин аварии входят:
– представители субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагался аварийный объект;
– представители от организации, которая эксплуатирует данный объект;
– представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности;
– другие представители в соответствии с законодательством РФ.
Комиссия по техническому расследованию аварии не всегда может проводить расследование самостоятельно, поэтому для повышения его эффективности разрешено привлекать к нему экспертов в области промышленной безопасности, различные экспертные организации и специалистов по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, изготовлению оборудования и других.
С нашей точки зрения данный подход является достаточно эффективным, поскольку должностные лица Ростехнадзора могут не являться специалистами в достаточно узких областях, и только эксперты в определенной области, которые знают технологический процесс, эксплуатируемое оборудование, технологию и другие аспекты, могут дать достоверную оценку случившемуся. В любом случае, роль комиссии в работе с приглашенными организациями заключается в анализе полученной информации и выяснении достоверных (наиболее вероятных) причин возникновения аварии.
Комиссия по техническому расследованию причин аварии выполняет целый ряд мероприятий: Фотосъемку и осмотр места аварий; Составление документов об осмотре места аварий, эскизов и схем; Мероприятия по взаимодействию с органами по борьбе с чрезвычайными ситуациями; Опрос очевидцев и должностных лиц (в письменной форме);
Выяснение обстоятельств аварии и ее причин; Выяснение нарушений технологических процессов и правил эксплуатации оборудования, правомерность проектных и технологических решений; Проверку квалификации персонала и средств защиты; Анализ нарушений и т.д.
Результаты технического расследования причин аварии заносятся в акт, который должен отражать следующие моменты:
Причины и обстоятельства аварии; Перечень нарушений требований промышленной безопасности; Размер вреда, который был причинен;
Перечень лиц, которыми были допущены нарушения;
Перечень мер по ликвидации и локализации последствий аварий;
Список предложений для предупреждения подробных аварий.
В итоге, все собранные материалы технического расследования направляются в Ростехнадзор или другие заинтересованные органы. Помимо выявления технических причин аварии, комиссия обязана сделать расчет экономического (в том числе экологического) ущерба от аварии. Документация по расчету ущерба может быть направлена в соответствующие аудиторские организации. Финансирование проведения расследования производится за счет средств организации, на которой произошла авария. Практически в большинстве случаев результатом аварии является причинение вреда жизни и здоровью граждан, поэтому Федеральный закона 226-ФЗ устанавливает компенсации в счет причинения ущерба. В случае смерти потерпевшего (кормильца), гражданам выплачивается компенсация в размере двух миллионов рублей. В случае причинения вреда здоровью, компенсация устанавливается по нормативам, которые утверждены Правительством РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3588.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4195.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 2. Февраль. 2011.
4. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 5. 30.01.2012.
5. Приказ МЧС РФ от 09.06.2017 № 251 «Об утверждении Устава военизированной горноспасательной части по организации и ведению горноспасательных работ» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Клименко М. Расследование причин аварий на ОПО // ТехНадзор. 2017. № 1-2 (122-123). С. 18-20.
7. Роганина М.А., Джуган В.Р. Особенности технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях. 2019. С. 297-303.
8. Ярош А.С., Аверин О.В., Голик А.С., Попов В.Б. О необходимости внесения изменений в порядок проведения расследования причин аварий, произошедших на опасных производственных объектах // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. 2020. № 3. С. 53-56.