Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Представьте в виде политико-правовой доктрины основные идеи Т. Гоббса.
Видным представителем английской политико-правовой мысли является философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588–1679). Его основное произведение – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства» (1651 г.).
В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку – волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».
Но присущий людям инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их и выражают предписания естественного разума) суть естественные законы.
Главный, самый фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.
К образованию государства приводит естественное состояние человечества, которое Т. Гоббс описывает как «состояние войны всех против всех». Людям свойственны негативные страсти – соперничество, недоверие, любовь к славе, что делает их врагами. «Человек человеку – волк», – заключает Гоббс. Однако помимо указанных страстей человеку присущи инстинкт самосохранения и естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий.
Требования разума Т. Гоббс именует естественными законами. Первый естественный закон гласит: нужно искать мира и следовать ему, нужно положить конец этому состоянию всеобщей вражды человека к человеку. А для этого нужно заключить общественный договор, который позволит выйти из естественного состояния и послужит основанием для новой формы взаимного общения людей – государства. Второй естественный закон гласит: «Человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе». Однако делать это нужно только если все люди согласятся на такой шаг, иначе это означало бы «отдать себя на разграбление» .
Третий естественный закон Т. Гоббса – это справедливость, под которой он понимал соблюдение заключенных соглашений. С четвертого по десятый законы: благодарность; взаимная уступчивость или любезность; легко прощать обиды; при отмщении люди руководствуются только будущим благом; против оскорбления; против гордости; против надменности.
Одиннадцатый закон Т. Гоббса – это беспристрастие. Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то данный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. В противном случае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной. Соблюдение этого закона о равном распределении и воздаянии каждому того, что ему принадлежит по разуму, называется беспристрастием и является, согласно Гоббсу, дистрибутивной справедливостью, нарушение же называется лицеприятием.
Шестнадцатый закон – о подчинении арбитражу, согласно которому в случае спора стороны должны подчинить свое право решению арбитра. Семнадцатый закон – никто не может быть судьей самого себя, ибо никто не может быть справедливым арбитром в своем собственном деле. Восемнадцатый закон – никто не должен быть судьей в деле, в котором он в силу естественных причин имеет пристрастие. Согласно этому закону не следует ставить арбитром того, кто явно извлекает больше пользы, чести или удовольствия от победы одной из сторон, ибо это означало бы, что судья получил (хотя и помимо своей воли) взятку, и никто не обязан был бы доверять ему .
Таким образом, и в этом случае оставались бы в силе спор и состояние войны, что было бы против естественного закона. Т. Гоббс утверждает, что естественные законы неизменны и вечны. То, что они запрещают, не может быть никогда дозволено, а то, что они предписывают, никогда не может быть запрещено. Исполнение естественных законов обеспечивается через гражданские (позитивные) законы, которые издает государство. Гражданский закон соответствует естественному и не предполагает то, что могло бы ему противоречить. При этом исполнение гражданских законов обеспечивается силой. Т. Гоббс различал право и закон (jus и lex).
Право есть свобода делать или не делать, а закон определяет и обязывает к тому или другому. Таким образом, следуя естественным законам, люди избавляются от естественного состояния и заключают общественный договор, в результате которого образуется государство. Такое государство Т. Гоббс назвал политическим государством или государством, основанным на установлении.
Государство, в котором верховная власть приобретена силой, философ назвал государством, основанным на приобретении. Целью государства является обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни.
При заключении договора индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Это лицо Т. Гоббс именует сувереном. Мыслитель также утверждал, что люди установили государственную власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Поэтому они должны отказаться от всех своих естественных прав и во всем целиком подчиниться государственной власти, иначе они вынуждены будут вновь вернуться в то естественное состояние, в котором пребывали раньше. Или неограниченная, абсолютная государственная власть, или то состояние анархии, которое характеризует жизнь людей до возникновения государства, – ничего третьего нет .
Последствия установления верховной власти следующие: подданные не могут изменять форму правления; никто не может, не нарушая справедливости, протестовать против установления суверена, провозглашенного большинством; подданные не могут осуждать действия суверена; любой суверен ненаказуем подданным; суверен является судьей в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих подданных; суверену принадлежат следующие права: предписывать правила, указывающие каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринять, не оказываясь стесненным в этом отношении кем-либо из своих сограждан; судебная власть и право решать споры; объявления войны и заключения мира; выбора всех советников и министров, как гражданских, так и военных; награждать и наказывать той мерой, какую он сам сочтет разумной; установления почетных титулов и табели о рангах и др.
Государственная власть едина и ничем не ограниченна: «все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле». Государственная власть неделима и не передаваема никому. «Делить власть государства – значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». В отношениях государства и церкви Т. Гоббс рассматривал последнюю как одну из общественных организаций, подлежащих контролированию со стороны государства.
Гоббс поставил государство выше религии, естественный закон – выше божественного закона. Если церковь неправильно истолковывает свои прерогативы, она становится одним из наиболее опасных источников гражданской смуты. Т. Гоббс видел важнейшую потребность своего времени в преодолении конфессиональной вражды и утверждении толерантности. Вера становится религией, если она одобрена государственной властью, в противном случае она – предрассудок. Граждане должны повиноваться государю не только в мирских делах, но и в духовных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Берлин П.А. Неизвестный Карл Маркс: жизнь и окружение. М.: Алгоритм, 2015.
2. Братко С.А. Формирование новых учений о человеке в философии эпохи просвещения // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21).
3. Гижа А.В. Утопичен ли марксизм? Новоревизионистские версии на старый лад // Культура и цивилизация (Донецк). 2018. № 1 (7).
4. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001.
5. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001.
6. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы / Пер. с нем. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002.
7. Маркс К. и Энгельс Ф. об атеизме, религии и церкви / Редкол. А.Ф.Окулов (пред.) и др. М.: Мысль, 1986.
8. Шубаро О.В. Религия как фактор социальных изменений в социологии религии К. Маркса // В книге: Творческое наследие Карла Маркса - философа, экономиста, писателя и журналиста: Материалы международной научно-практической конференции. ред. колл.: С.А. Юрикова, А.А. Поздняков, С.Ф. Юриков. 2018.