Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобальный характер информационной системы и её воздействующее на сознание проникновение в каждый дом имеют также как отрицательные, так и положительные стороны. Это способствует распространению как отрицательных, так и положительных культурных образцов. Благодаря этому происходит трансляция не только массовой культуры, но и высших достижений элитарной культуры. Благодаря этому раскрепощается действительно свободная личность, человек, как носитель высокой культуры
Становится ясно, что проблема дезадаптации молодежи требует своего решения. Поиск путей преодоления сложностей во взаимоотношениях детей с окружающими – взрослыми и сверстниками – продолжается.
Прочитанный материал, живое обсуждение, обмен впечатлениями, организованная в классе дискуссия, проектно-исследовательская деятельность (индивидуальная и групповая), помогает учащимся не только разобраться в сложных жизненных ситуациях, но и способствует деятельностному и практикоориентированному подходу в обучении, а также развитию самостоятельности школьников и их личностному развитию. Приоритетной здесь является и самостоятельная работа учеников.
Новые социокультурные условия нацеливают на иные результаты образования, когда учащиеся должны не только вдумчиво анализировать изученные тексты, интерпретировать их, выражать свое согласие или не принимать чужого мнения, но и публично комментировать, дополнять, переводить в другой формат и создавать новый текст в абсолютно иной форме. При таком подходе к образованию обучающийся имеет возможность выбора задания, которое соответствует его уровню владения русским языком, субъективному опыту и интересам.
Целью данной работы является рассмотрение взаимодействия в системах «ученик-ученик», «ученик-класс» и «класс-класс» в образовательном процессе.
1 Теоретическая часть
1.1 Специфика современного обучения. Субъект и объект в педагогическом взаимодействии
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что традиционная информационная образовательная парадигма, основанная на передаче готового знания, не учитывает и не может противостоять, тем более способствовать преодолению переживаемого глобального кризиса цивилизационного развития в эпоху современности. С позиции информационного подхода человек нам представляется как «tabula rasa», которую мы должны заполнить.
Э. Фромм справедливо отмечает: «Школа ставит своей целью дать каждому учащемуся определенный объем «культурной собственности» и в конце обучения выдает документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности».
Традиционная парадигма базируется на том, что научные знания объективны и универсальны, а учебный процесс в основной своей части ориентирован на познавательную деятельность репродуктивного характера. Общество же ставит перед образованием задачу подготовки специалиста, способного к творческой деятельности, готового к плюрализму позиций и мнений, стремящегося постоянно повышать уровень своего образования. Говоря об образовательной парадигме XXI века, мы должны отметить ее рефлексивный, исследовательский характер, обучающийся здесь – это субъект познавательной деятельности, а не объект для воздействия педагога.
В настоящее время важно не просто получать готовые знания, но сформировать умение добывать новые знания, научиться учиться.
Образно говоря, отправляясь в путешествие, обучающийся не должен наполнять свой рюкзак лишь готовым знанием, а прихватить с собой и мыслительные орудия, которые позволят ему ориентироваться повсеместно при решении разнообразных задач.
В прошлом осталось понимание образования как необходимого подготовительного этапа в жизни человека, времени для обретения устойчивой культурной платформы, после чего, собственно, и начиналась важнейшая часть жизни личности. Общепринятое представление об образовании, «согласно которому оно являет собой последовательное действие, в ходе которого передаются от одного поколения к другому определенные культурные ценности и духовные достижения, определенные знания, умения, компетентностные навыки» , сегодня уже не столь актуально.
Субъект современного образования – это постоянно образовывающийся субъект. Современная реальность диктует другие условия бытия субъекта. Здесь нет иерархии ценностей, многое стало несущественным, например, скорости и расстояния, виртуальная реальность делает возможным движение в любую сторону событий. Современность чрезвычайно динамична, она не позволяет делать паузы и тем более остановки, практически лишает субъекта возможности созерцания, отделения себя от мира как субъекта от мира как такового. Современный педагог закономерно ставит себе вопрос, чему учить и как учить, как удержаться под натиском информационных потоков и оставаться на гребне профессиональной волны. «Очень часто нормы, а тем более ценности нигде не записаны и не закреплены. Обычно они не бывают такими жесткими, как, например, правила дорожного движения» .
Сегодня в системе образования мы наблюдаем ситуацию, когда педагог вынужден перейти от адаптивной формы активности, которая ориентирована на настоящее, к форме активности креативного характера, ориентированной на то, что может произойти в будущем. Так каким же видится современный образовательный процесс? По-видимому, нам стоит обратиться к интерактивной модели обучения. Интерактивное обучение есть активное, постоянное взаимодействие между преподавателем и учащимся в процессе обучения, с использованием таких форм, которые нацеливают обучающихся на саморазвитие. Интерактивное обучение предполагает взаимную обратную связь между учащимся и преподавателем, использование конкретных активных ситуаций, инициативу, навыков работы в команде. Реализация интерактивной модели обучения невозможна без обращения к его методологическим принципам. В связи с этим нельзя оставить без внимания и такой важный вопрос, как компетентность преподавателя. Ведь в конечном итоге все это необходимо для достижения цели образования. Обратившись к педагогическим максимам, процитирую С. И. Гессена: «Не сделать новое поколение таким же, как мы сами, но сделать самим собой – задача поколения, дающего образование… Приобщить предыдущие поколения к творческому потоку – не больше – и составляет задачу подлинного образования» .
1.2 Субъект и объект в педагогическом взаимодействии
Каждое педагогическое воздействие, в не зависимости от своей специфики и направленности, подчиняется логике и взаимосвязи между предметами и явлениями, который составляют учебно-воспитательный процесс. Благодаря учету логической взаимосвязи возможно обеспечить интегрированность процесса образования, обеспечить пути достижения поставленных целей. Но логика и условия создания целостного процесса в педагогике всегда связаны между собой: первое создает второе.
Важно сказать, что педагогический процесс часто является субъектно-объективным (например, в ситуации «учитель-ученик» это особенно проявлено), когда субъект – это носитель определенных знаний, которые передаются объекту при помощи обучения (урок, лекция, беседа, семинар). Но это только формы и способы работы, которые представляются частью общего. Логическая взаимосвязь здесь состоит в том, что все элементы процесса обучения взаимосвязаны между собой и существуют только в структуре общего, а по отдельности их функция в процессе образования не представляется возможной. На сегодня педагогика отдает предпочтение другому, субъект-субъектному типу отношений между участниками обучения. И учитель, и ученик могут в конкретной степени быть субъектами процесса в педагогики, решая, например, поставленную цель вместе. Именно к таким отношениям участников процесса в обучении относятся такие методы работы, как частично-поисковый и проблемный методы.
Педагог может вести диалог с детьми по любому поводу. Это может быть индивидуальный разговор. Это может быть коллективная речь.
Аспекты педагогического общения мы показали на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
2) Денисова, Ю.В. Социальная психология: Учебное пособие / Ю.В. Денисова, Е.Т. Имашева. - М.: Омега-Л, 2017.
3) Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: Изд-во «ЧеРо», 2017
4) Дьяченко М.В. О профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам// Вопросы прикладной лингвистики: Сборник научных статей. М.: Изд-во РУДН,2019
5) Кларин, М. В. Инновационное образование: дидактический анализ/ М. В. Кларин // Педагогика. – 2016. - № 6. С. 25-30
6) Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. - Люберцы: Юрайт, 2016.
7) Кочерова Е. Мистерия древнего знания//Вопросы художественной педагогики, 2016. № 3 С. 9-15
8) Кунакова Г. У. Педагогические условия интегративного обучения в старших классах общеобразовательной школы (на примере языковых дисциплин): Автореф. дис.…канд. пед. наук:13.00.01. Алматы, 2019
9) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
10) Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Мещеряков Б.,Зинченко В.. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016.
11) Сагачева Э.Р. Традиции и модернизация преподавания курса «Мировая художественная культура» в старших классах//[Электронный ресурс]: Сайт Мировая художественная культура. RL:http://www.school16tob.narod.ru
12) Суханова Н.П. Проблемное обучение в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла /Н. П. Суханова // Культурно-антропологическая парадигма: практика реализации в условиях компетентностной модели образования: материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 21-22 сентября 2017 г. / под ред. С. А. Ан. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – С. 161-165
13) Суханова Н.П. Нормы и ценности социального института науки: признание коллег как главная позитивная санкция / Н. П. Суханова // Ценности и смыслы. – 2018. – № 1 (53). – С. 107-110