Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие дефицита государственного бюджета и государственного долга
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, «дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества» .
Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории, а именно налоги, государственный кредит и государственные расходы. Он также является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
На сегодняшний день «существует огромное количество проблем, связанных с функционированием макроэкономических показателей. Одной из таких проблем является проблема сбалансированности государственного бюджета. В настоящее время идеальное исполнение бюджетов является абсолютным покрытием расходов доходами и формирование остатка средств» .
Правительство РФ направляет на развитие экономики, инноваций, для выплаты государственных трансфертов и для преждевременных выплат задолженности. Однако профицит может являться источником таких проблем для государства, как рациональное использование высвободившихся средств, создание стабилизационного фонда и выработка направлений и целей их последующего использования. Вследствие превышения суммы затрат над доходами образуется бюджетный дефицит. Он имеет преимущественно негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны.
Дефицит бюджета покрывается бюджетными ссудами и кредитами, полученными от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, государственными займами, которые осуществляются путем выпуска ценных бумаг. Также многие цивилизованные страны покрывают бюджетный дефицит пут ем основной эмиссии денег.
Бюджетный дефицит образуется из-за увеличения государственных расходов, связанных со структурным переустройством экономики, сокращением «доходов государственного бюджета и коррупцией в государственном секторе. Финансирование бюджетного дефицита подразделяется на долговое и денежное финансирование. Долговое финансирование подразумевает выпуск прибыльных обязательств государства, располагающихся на фондовом рынке. По истечении установленного срока они погашаются самим государством. Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство закупает кредиты ЦБ РФ. Имеется в виду эмиссия прибавочных денежных средств. Результатами подобной эмиссии являются: · девальвация сбережений населения; отражение бюджетного дефицита; отсутствие стимула для долгосрочных инвестиций.»
Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать с балансированное. «Лучшим вариантом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в котором сумма расходов равна объёму доходов. Однако, в рамках реальной экономики это практически неосуществимо. В случае если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
2. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года. URL: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html.
3. Бабкина Е.В., Ушмарова Е.Н., Черяпина В.В. Состояние государственного долга в РФ // Инновационная наука. – 2018. - №4. – С.90-93.
4. Государственный долг. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/.
5. Котельникова Е.А. Финансы. Курс лекций. – М.: T8Rugram, 2017. – 162с.
6. Курдова М.А., Шишкина А.Р. Современное состояние государственного долга РФ и направления его регулирования // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. - №3. – С.87-91.
7. Муставаева М.А., Рябичева О.И. Анализ современного состояния государственного долга РФ // Эпоха науки. – 2020. - №21. – С.158-163.
8. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации 2019 год. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74187474/.
9. Подъяблонская Л.М. Финансы: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 407с.
10. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 333с.
11. Севек Р.М., Монгуш А.А. Бюджетная система РФ и ее значение для формирования доходов бюджетной системы // Вестник современных исследований. – 2019. - №3.20. – С.86-88.
12. Сивченко А.И. Современная бюджетная политика РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. - №4. – С.209-212.
13. Тихонова Д.А. Оценка эффективности управления государственным долгом РФ и его влияния на долговую устойчивость РФ // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2020. - №3. – С.159-166.
14. Финансы: Учебник / под ред. А. Дадашева. – М.: Инфра-М, 2016. – 178с.
15. Халитова Л.В., Асанов М.М. Современное состояние государственного долга России и его последствия // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: Сборник научных трудов. – Симферополь: Ариал, 2020. – С.666-668.
16. Черненко-Фролова Е.В., Проскурина А.С. Влияние государственного долга на бюджетную политику РФ // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики: Сборник материалов междун. студенческой науч.-практ. конференции. – Хабаровск: ТГУ, 2018. – С.175-178.
17. Шкробот А.Е. Современные реалии бюджетной политики // Аллея науки. – 2018. – т. 7. - №5. – С.386-389.
18. Юзвович Л.И., Князева Е.Г., Истомина Ю.В. Финансы и кредит: Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – 280с.