Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Серьезные социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, заставляют задуматься о будущем молодежи, о процессе ее продуктивной социализации, который, помимо прочего, предусматривает установление отношений между людьми на принципах сотрудничества, взаимного уважения и диалога, которые в целом определяются процессом общения между ними.
Особым этапом в развитии ребенка как социального существа является младший школьный возраст. Это связано с тем, что в этот период круг общения ребенка расширяется и обновляется, в связи с его включением в школьный коллектив расширяются границы познания окружающего мира, в том числе социального, что определяет направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях.
Кроме того, этот возраст чувствителен с точки зрения развития, как нравственных привычек школьника, так и социально значимых, определяющих вектор взаимоотношений детей друг с другом в процессе общения.
Неудовлетворенность в общении с одноклассниками затрагивает все сферы жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости, иногда толкает на различные противоправные действия. В связи с этим возникает ряд важных психолого-педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ученика.
Поэтому знание учителем особенностей формирования и протекания процессов общения между младшими школьниками является необходимым условием их успешной деятельности по организации этого процесса и предотвращению этих негативных явлений, препятствующих нормальной социализации детей.
Современные психолого-педагогические и социальные науки располагают большим объемом информации, характеризующей общение детей с близкими взрослыми и со сверстниками. Следует отметить, что данная тема представлена в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Наиболее значимыми среди них являются работы Ю. Л. Коломинского, Г. С. Немова, которые рассматривали формирование и функционирование детских объединений, их мотивационную основу; в работах Н.И. Лисиной и А. В. Мудрика раскрывается генезис общения со сверстниками; формированием отношений в совместной деятельности занимались такие исследователи, как Н. В. Бариленко, А. И. Орлов и др.
Однако подавляющее большинство исследований в этой области посвящено изучению детей дошкольного и подросткового возраста, что связано с изучением ведущей деятельности в эти возрастные периоды. Что касается изучения особенностей общения младших школьников в контексте социального развития ребенка в группе сверстников, то это направление остается недостаточно изученным.
Цель работы – теоретически обосновать особенности общения младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Список использованной литературы содержит 11 источников.
Объем работы: 16 страниц печатного текста.
1. Характеристика особенностей общения младших школьников в школьном коллективе
Коммуникация - это многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, который предполагает обмен информацией, определенные тактики и стратегии взаимодействия, восприятие и понимание друг друга субъектами общения.
Коммуникация исторически сложилась в процессе совместной деятельности, где вначале она играла вспомогательную роль: сопровождала и обслуживала определенные действия. По мере усложнения своей деятельности она становится относительно самостоятельной и начинает выполнять специфическую функцию передачи форм культуры и социального опыта следующему поколению. В онтогенезе общение также постепенно становится особой деятельностью. Удовлетворяя потребность в общении, ребенок овладевает речью, усваивает социальные нормы, культуру в целом, строит образ мира и самого себя. В процессе общения происходит переход от одного уровня жизни к другому. Общаясь, человек проявляет себя как личность и заявляет о себе как о личности.
О взаимосвязи общения и предметной деятельности свидетельствует и известная схема периодизации психического развития в детском возрасте, согласно которой такое развитие происходит через естественный переход от деятельности к общению и от общения к деятельности в младшем школьном возрасте.
В онтогенезе общения ребенка со сверстниками развивается особая коммуникативная деятельность, мотивом которой являются определенные свойства друга. Она состоит из действий ребенка, обращенных к другу и направленных на него как на свой объект; ее операции - это языковые и неязыковые средства, которыми пользуется ребенок. Потребность в общении, на которой основана такая деятельность, формируется уже в младенчестве и достигает своего особого пика развития в школьном возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников / Н.И. Бабич // Вопросы психологии. – 2016. - № 2. – С. 5-8.
2. Бойправ М. Общая психология: практикум / М. Бойправ. – Нежин: НГУ, 2012. – 288 с.
3. Бодалев А.А. Психологические трудности общения и их преодоление / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Педагогика. – 2014. - № 5, 6. – С.12-16.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2010. – 205 с.
5. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2007. – 190 с.
6. Клюева Н. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов / Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. – Ярославль: 2015. – 378 с.
7. Митрова Н. О. Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория / Н. О. Митрова, К. С. Мигаенко // Новые технологии. – 2017. - № 4. – С.10-13.
8. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. – М.: Педагогика, 2011. – 110 с.
9. Прохоров А. Особенности психологических состояний младших школьников / А. Прохоров, Г. Генин // Вопросы психологии. – 2013. - № 4. – С. 42-53.
10. Столяренко Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 317 c.
11. Семиченко М. В. Психология общения / Н. В. Семиченко. – К.: Магистр, 2008. – 152 с.