Фрагмент для ознакомления
2
1. Представьте в виде политико-правовой доктрины основные идеи Т. Гоббса
Одним из самых видных представителей естественно-правового направления был Томас Гоббс (конец шестнадцатого века – начало семнадцатого века). При этом Томас являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.
Самыми выдающимися его трудами, по праву, считаются такие произведения как: «Левиафан», «О человеке», «О гражданине», а также «Защита власти и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве».
Томас Гоббс (5 апреля 1588 – 4 декабря 1679) – крупнейший европейский ученый, мыслитель, философ, правовед, религиовед, государствовед, создатель теории общественного договора, оказавший влияние на становление гражданского и патриотического воспитания.
Несмотря на масштабность своей личности, мастерство исследователя и ведущую (если не определяющую) роль в становлении науки Нового времени Т. Гоббс фигура крайне неоднозначная и противоречивая. Гоббс, еще при жизни критикуемый со стороны современников за свои философские и социальные взгляды, подвергаемый остракизму, перманентно подозреваемый в инакомыслии и крамоле, не раз, попадавший в опалу при различных режимах: монархии Стюартов, Английской республике, протекторате Кромвеля. Его посмертная «слава» еще более печальна: ниспровергатель устоев, материалист, основоположник тоталитарного строя (наряду с Платоном), идеолог государственных репрессий и многое другое.
В год юбилея перед нами стоит задача реабилитировать Т. Гоббса, показать его место и роль в формировании современного гуманитарного знания, ведущих философских и социальных теорий, целостного научного мировоззрения и глобальной политической архитектуры.
Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 г. в Уэстпорте (по другим данным в Малмсбери), в графстве Уилтшир (юго-западный регион Англии) в семье священника. С детства он воспитывался в семье богатого и просвещенного дяди, чьи взгляды на науку и образование предопредлили весь его дальнейший жизненный путь. Гоббс прекрасно знал античную литературу (римскую и греческую) и классические языки. В 1603-1608 гг. он обучался в Оксфордском университете.
В год окончания университета Т. Гоббс поступил на службу к лорду Уильяму Кавендишу в качестве воспитателя его сына Уильяма. Благодаря этому он входит в круг интеллектуальной элиты островного королевства, знакомится с теоретиком английского театра и драматургом Б. Джонсоном, лордом Г. Чарберси, но самое главное – со своим великим учителем, основоположником новоевропейской науки Ф. Бэконом.
В 1621-1626 гг. Т. Гоббс является ближайшим соратником и личным секретарем Бэкона. Во время путешествий по Европе Гоббс знакомится с крупнейшими умами своего времени: Г. Галилеем, П. Гассенди, Р. Декартом, И. Кеплером.
После начала Английской революции Т. Гоббс покидает страну и переселяется на континент. В Париже ученый становится наставником принца Уэльского, будущего короля Карла II. В 1651 г. Гоббс возвращается в Лондон, где публикует знаменитого «Левиафана». После реставрации монархии Томас Гоббс не был забыт королем Карлом II Стюартом. Он был принят при дворе, стал получать пожизненную пенсию, был заказан его официальный портрет. Но научная критика и интерпретация текстов Священного Писания раздражали епископат, он был непонятен праздной придворной аристократии, пуритан пугала его абсолютизация государственной власти и обличение различных сект.
Томас Гоббс до преклонных лет сохранял ясность ума, работоспособность и был физически крепким. Он скончался 4 декабря 1679 г. в возрасте 91 года. По воле своих покровителей Кавендишей, Гоббс был похоронен в церкви Святого Иоанна Крестителя прихода Олт Хакнолл, в графстве Дербишир.
Выдающийся ученый оставил после себя значительное научное наследие. Среди важнейших сочинений Т. Гоббса следует отметить: «Философские основания учения о гражданине» (1642) г., «Трактат о человеческой природе» (1650 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), «Бегемот, или Долгий парламент» (1668 г.).
1. Томас Гоббс. «Левиафан».
В «Левиафане» автор отстаивает абсолютную власть неограниченных монархов. Согласно ему, государство распоряжается способностями и силами отдельных людей в общих интересах для извлечения общего блага. Люди отказались в пользу государства от своих естественных прав общественным договором. Власть государственного суверена – есть власть абсолютная.
Сам Томас являлся ярым противником любого рода революций. Именно поэтому после казни короля, которая последовала сразу после победы буржуазной революции, он уехал в эмиграцию (политическую) в абсолютистскую Францию.
Кроме того, Гоббс являлся основоположником механистического материализма. Он считал геометрический (математический) метод универсальным для научного познания во всех сферах. Данные механистические взгляды выражались в определении им сути самого государства, которое мыслитель рассматривал в качестве огромного единого механизма (а иногда и Левиафана – большого морского чудища). Верховная власть по Гоббсу была, таким образом, душой государством, а чиновники и судьи – его суставами. Советники – памятью, законы – его волей и разумом, а наказания и награды – его нервами.
Вслед за Макиавелли и Гроцием Гоббс пытался исследовать человеческую природу, а также вывести из неё определение государства. По Гоббсу основой человеческой природы является страх, который вытекает из человеческого эгоизма. Человеческое существо ищет постоянно не общения с другими, но только господства. По природе все люди равны и обладают одинаковым количеством прав (право на всё), поэтому в естественном состоянии человеческое существо борется с другими. Первый закон Гоббса гласит, что «чтобы достичь мира необходимо выйти из естественного состояния». Из данного закона вытекает обязанность человека прощать обиды, проявлять благодарность, проявлять уважение к другим и пр.
2. Общественный договор по Томасу Гоббсу.
Общественный договор согласно Гоббсу заключён с каждым. Посредством данного неписанного договора масса людей трансформируется в единое общество, при этом образуя новое лицо, воля которого выражает общую волю.
Философские взгляды. Томас Гоббс создал первую в Европе философскую теорию механицизма, которая соответствовала уровню развитию естественнонаучного знания той эпохи. Дискутируя с Р. Декартом, мыслитель решительно отвергал бытование обособленной мыслящей субстанции, убедительно доказывая, что мыслящая вещь является сугубо материальной.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Политология. История отечественной и иностранной научной мысли. – Казань: ДЛТ, 2018. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Заграничная политология. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Гоббс Т. Бегемот, или Долгий парламент // Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М.: Мысль, 1964. – Т.2. – С. 679-720.
4. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Мысль, 2001. – 478 с.
5. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. – М.: Мысль, 1964. – Т.1. – С. 287-409.
6. Измайлова В.П. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Высказывания о немецком обществе. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
7. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Отечественная и иностранная политология. Типичные представители. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
8. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая философия и житейская реальность. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Шпенглера и немецкого социализма в лице его различных пророков // Сочинения. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955.
10. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Европейская политология. Черты и представители. – Казань: Пальмира, 2016. – 432 с.
11. Новожилова А.А., Сычева Ю.С. Т. Гоббс и его учение. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
12. Суворов В.А. Хомяков А.С. К. Маркс и Ф. Энгельс. Анализ немецкого общества. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
13. Терентьева О.В., Логинова В.С. К. Маркс и Ф. Энгельс. О немецком обществе и зачатках революции. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
14. Фролов Е.В. Отношение к Т. Гоббсу и его идеям. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.