Фрагмент для ознакомления
2
Задание № 2. Назовите виды административного процесса. Раскройте содержание каждого вида административного процесса, перечислив образующие их административные производства.
Ординарное, или общее (обычное), административное судопроизводство - это процедура судебного разбирательства в соответствии с развернутым и детально прописанным процессуальным порядком, предполагающим движение процесса по строго регламентированным стадиям и в максимально возможные по длительности сроки, которое обеспечивает полноценные гарантии защиты прав и законных интересов сторон и снижает вероятность судебных ошибок при установлении фактических обстоятельств. Это судопроизводство может быть также обозначено как полное административное судопроизводство, которое (в сравнении с упрощенным, или сокращенным, видом судопроизводства) характеризуется обстоятельностью, полнотой используемых судебных процедур и процессуальных сроков, развернутым во времени движением стадий процесса и устным разбирательством дела в судебном заседании.
Отличие упрощенного (письменного) вида административного судопроизводства от его ординарного (полного) вида выражается в ряде характеристик:
- письменная форма производства, которая предполагает рассмотрение дела судом по существу без проведения судебного заседания, вызова сторон и заслушивания их позиций;
- в рамках письменного производства отдельные стадии и сроки рассмотрения административного дела имеют более сжатый и сокращенный характер относительно ординарного судопроизводства;
- установление фактов, имеющих значение для административного дела, оценка доказательств и формулирование правовых выводов производятся исключительно на основании предоставленных сторонами документов, минуя стадию судоговорения;
- в отличие от ординарного вида административного судопроизводства состязательность сторон носит характер обмена письменными документами.
Таким образом, существенным признаком упрощенного административного судопроизводства, отличающим его от ординарного, является сокращение отдельных сроков судебного разбирательства и письменная форма как способ (технология) ведения судебно-административного процесса.
Упрощенное административное судопроизводство в качестве самостоятельного вида административного судопроизводства представляет собой форму судебного процесса, которая характеризуется четко выраженным сочетанием средств его упрощения и ускорения, образующих в своей совокупности самостоятельный способ разрешения административных дел относительно ординарного порядка отправления правосудия. Упрощенное административное судопроизводство - это форма судебного административного процесса, которая предназначена для разрешения административных дел в сокращенные сроки и по упрощенным правилам, отличающимся от ординарного судопроизводства.
В современных условиях упрощенное судопроизводство является формой осуществления правосудия, которая имеет специфические черты, возникшие в связи с переходом общества на новый уровень развития информационных технологий и необходимостью организации способа взаимодействия в судопроизводстве, отвечающего динамике происходящих общественных процессов.
При этом упрощенное судопроизводство при наличии законных оснований в необходимых случаях может быть трансформировано в ординарное (общее) судопроизводство. Принятое в рамках упрощенного производства решение после вступления его в законную силу по своим правовым последствиям ничем не отличается от обычного судебного решения, в том числе и порядком исполнения.
Особую комбинацию критериев - предметного и формального - использовал законодатель для выделения в КАС РФ производства по административным делам о вынесении судебного приказа (гл. 11.1). Судебный приказ - это судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 123.1 КАС РФ). С одной стороны, приказное производство относится к одной из форм упрощенного производства, поскольку вопрос о выдаче приказа решается в упрощенной форме вне судебного заседания. С другой стороны, приказное производство выделяется по предметному признаку исходя из особой категории споров по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, административное судопроизводство как процессуальная форма представляет собой нормативно-установленный порядок, структурированный как система производств, включающих совокупность правил и условий отправления административного правосудия. Наибольшую дифференциацию оно получает по предметному критерию. Использование этого критерия для построения системы качественных судебно-административных процедур позволяет законодателю максимально учесть специфику административных споров с целью их эффективного и справедливого разрешения.
Дифференциация административного судопроизводства на виды судопроизводства и производства по отдельным категориям административных дел, с одной стороны, привела к значительному усложнению структуры судебно-административного процесса, а с другой стороны, сделала процесс более гибким, учитывающим особенности отдельных категорий административных дел.
Задание № 3. Правительство области приняло постановление «Об охране автомобильных дорог в период весенней распутицы 2012 г.», в котором в частности было сказано:
а) запретить с 20 апреля по 20 мая движение по дорогам транспортных средств, вес которых с грузом превышает 10 т., а также трехосных автомобилей и автомобилей с прицепами, кроме маршрутных автобусов;
б) обязать управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог по 20 апреля установить необходимые знаки на дорогах, по которым ограничивается движение, организовать постоянное наблюдение за дорогами, оповестить о запрещении движения все предприятия и организации;
в) предоставить управлению строительства и эксплуатации автомобильных дорог право в исключительных условиях выдавать пропуска для проезда отдельных машин, закрывать в период распутицы движение на всех грунтовых дорогах до полного их просыхания;
г) обязать администрации городов и районов решить вопрос о движении автотранспорта в период распутицы по дорогам местного значения;
д) обязать руководителей предприятий, организаций и автохозяйств до 20 апреля обеспечить завоз необходимых для основной деятельности материалов, сырья и оборудования;
е) Госавтоинспекции усилить контроль за соблюдением установленных ограничений движения транспорта, оказать содействие дорожным организациям в выполнении настоящего решения.
Какие из указанных в решении предписаний являются административно-правовыми нормами?
Из вышеприведенных предписаний нет административно-правовых норм, так как норма должна состоять из гипотезы, диспозиции и санкции. Представленные же предписания не содержат санкций.
Гипотеза - часть правовой нормы, указывающая на жизненные условия и обстоятельства, при которых вступает в действие правило поведения (ЕСЛИ...).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459) // Российская газета. № 232. 13 окт. 2017.
2. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: Проспект, 2018. 144 с.
3. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: Статут, 2017. 768 с.
4. Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.