Фрагмент для ознакомления
2
Исследование функции внимания было начато уже на этапе возникновения научной психологии, и в некотором смысле даже предшествовало ему и составляло его основное содержание. Фактор внимания значительно повлиял на итоги физиологических экспериментов. Экспериментальные исследования и наблюдения зарубежных и российских исследователей подготовили интерес к изучению феномена внимания, в частности В.Вундта [13, с. 16]. Этому ученому, безусловно, принадлежит право основателя психологии внимания. Работы Н.Н. Ланге, У. Джемса, Л.С.Выготского, П.А.Гальперина и др. способствовали тому, что внимание долгое время являлось центральным объектом исследования в в экспериментальной и теоретической психологической науке [9, С. 68].
Внимание – очень важная часть человеческих процессов. В психологической науке внимание – это термин, который можно определить как состояние целенаправленного и конечного осознания, которое работает как подмножество доступной и огромной перцептивной информации. Человеческий разум может одновременно получать огромное количество и типы данных в различных формах, таких как визуальные, слуховые, тактильные или вкусовые. Внимание можно разделить на две системы, такие как эндогенный контроль и экзогенный контроль. Эндогенный контроль в основном работает с избирательным вниманием, локальным или глобальным вниманием и осознанным вниманием. С другой стороны, экзогенный отвечает за бдительность, ориентацию рефлексов, возбуждение и внимание 5, С. 80.
Процесс привлечения внимания при этом характеризуется ориентацией и избирательностью предметов и связанным с этим невниманием к другим предметам. Привлечение характеризуется повышенной активностью, в то время как избирательность имеет функцию фильтра для отделения важной и неважной информации друг от друга.
Мозг классифицирует актуальные, неизвестные сигналы. Таким образом, с одной стороны, новые стимулы воспринимаются вниманием (реакция ориентации, любопытство). С другой стороны, внимание сосредоточено на эмоционально актуальной информации, которая является косвенным маркером важности для организма. Чем эмоциональнее восприятие, тем легче нам сосредоточить на нем свое внимание. Поэтому потребности, интересы, установки и мотивы играют большую роль в возникновении и распределении внимания.
Можно выделить множество определений внимания, которые стали достаточно устойчивыми и общепризнанными. В большинстве работ внимание определялось в качестве направленности и сосредоточенности психической деятельности на определенных объектах с одновременным отвлечением от остальных. Например, Н. Ф. Добрынин дал такое определение вниманию: «Внимание представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью следует понимать избирательный характер данной деятельности и сохранение выбранной деятельности. В свою очередь, сосредоточение представляет собой углубление в деятельность и отвлечение от иного» [6, С. 87].
Из этого определения следует, что внимание является не самостоятельным процессом, а лишь характеристикой иных психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление. Внимание представляет собой элемент в структуре других психических процессов и составляет их характеристику, но, в то же время, не имеет самостоятельного содержания.
Также Н. Ф. Добрынин ввел в теорию внимания понятие значимости. «Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточение ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» [6, С. 114]. Аналогичного понимания внимания придерживаются и другие психологи, которые также отвергали отрицание внимания в качестве самостоятельной психической деятельности.
Понимание внимания только как направленность и сосредоточенность любой психической деятельности любом объекте подвергалось критике многих ученых. Например, возражал против данного подхода и С. Л. Рубинштейн. Ученый соглашался с мнением о том, что внимание не имеет самостоятельного содержания, но, одновременно, отмечал, что характеристика внимания в качестве избирательной направленности на тот или иной объект представляет собой его феноменологическую характеристику. При такого рода феноменологически правильной характеристике природа и источники внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна, остаются не раскрытыми [16, С. 59].
Ряд отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский [3],
П.А. Гальперин [4] понимали внимание как самостоятельный психический процесс и пытались вернуть такой статус вниманию, но это не принесло успеха. В настоящее время в психологии сохранилось понятие внимания как определенной стороны или характеристики любой деятельности субъекта либо отрицается внимание в качестве самостоятельной формы психической деятельности [4, С. 33].
В трудах А. Леонтьева можно встретить ряд идей, относящихся к проблеме внимания. В совокупности они составляют целостную концепцию внимания, хотя последняя не была достаточно хорошо сформирована самим автором - скорее всего потому, что она органически вошла в более общее представление о сознании. Автор говорит об «актуально узнаваемых» или «собственно сознаваемых» содержаниях имея ввиду впечатления, действительно ясно сознаваемые 10, С. 22.
П. Гальперин отмечал, что с того момента как психология стала самостоятельной областью знания, психологи отрицают внимание в качестве самостоятельной формы психической деятельности. И в том случае если внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, то это не затрагивает его в частности, но если же внимание приравнивают к другим психическим явлениям и процессам, то здесь возникают видимые трудности в изучении внимания, связанные с невозможностью выделить его в качестве самостоятельной формы психической деятельности. Анализ данных трудностей показывает, что в основе самых различных взглядов на сущность происхождения внимания лежат два факта:
1. Внимание практически нигде не фигурирует в качестве самостоятельного процесса. Оно определяется как направленность и сосредоточенность любой психической деятельности, а следовательно, лишь только как свойство той или иной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания у школьника. – М.: АСТ, 2010. – 219 с.
2. Артюхова И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2005 – 512 с.
4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды – М.: Академия, 2003. – 480 с.
5. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников// Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. – М.: Академия, 2017. – 204 с.
6. Добрынин Н. Ф. Возрастная психология: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2015. – 296 с.
7. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2018. – 330 с.
8. Дружинин В.Н. Когнитивная психология: учебник для вузов / под ред. В.Н.Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
9. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2005. – 511 с.
11. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Академия, 2011. – 543 с.
12. Набатникова Л.П. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание. – 2007 – №. 7. – С. 36-38.
13. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 631 с.
14. Психология внимания/под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: Апрель, 2008. – 656 с.
15. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2000. – 584 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
17. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей. – М.: Илекса, 2002. – 384 с.