Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из самых спорных и противоречивых понятий государственного и муниципального управления является понятие планирования. С самого начала процессов реформирования экономической системы и административного управления не утихают споры экспертов, чиновников и общественности о том насколько целесообразно осуществлять планирование территориального развития, а также в чем именно состоит смысл данного понятия [4, с. 12].
Процесс перехода экономики нашей страны на рыночные рельсы обусловил практически полный отказ от централизованного планирования, вместо этого стали активно внедрятся такие инструменты как прогнозы и прогнозирование. Следует отметить, что наиболее популярные виды прогнозов краткосрочные – до года, далее идут среднесрочные (на период до 3 лет). Далее ситуация стала немного изменяться, вместе с постепенной реализацией некоторых политических и экономических реформ в начале нового тысячелетия интерес к процессам планирования (в том числе и муниципального) начинает понемногу возрождаться. Все это в полной мере справедливо и для культурно-досуговой деятельности, деятельности, которая является одной из важнейших сфер жизни не только молодого поколения, но и других возрастов, так как реализуется выбор социальных ролей, создаются возможности для знакомства с новыми людьми и занятиями.
В этой связи, актуальность данной работы заключается в том, что здесь анализируется проблематика планирования культурно-досуговой деятельности (на примере библиотечной деятельности), направленной на организацию досугового чтения разных групп населений.
Объект исследования – культурно-досуговая деятельность библиотек.
Предмет исследования – особенности планирования досугового чтения в библиотеках и их эффективность.
Цель исследования – определить особенности организации досугового чтения в библиотеках, а также степень их эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть особенности планирования;
2) проанализировать основные аспекты культурно-досуговой деятельности
3) провести маркетинговое исследование организации досугового чтения в Центральной библиотеке г. Нефтеюганск;
4) сделать выводы по исследованию и сформулировать рекомендации для дальнейшей деятельности.
Эмпирической базой исследования стала деятельность Центральной библиотеки г. Нефтеюганск.
Работа состоит из введения, в котором обозначается актуальность и определяются цели и задачи, основной части, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы.
1. Особенности процессов планирования
По нашему мнению, накопленный к настоящему времени опыт планирования социально-экономического развития муниципальных образований РФ является довольно неоднозначным. На наш взгляд, основной причиной такой ситуации является отсутствие разработанных единых требований к содержанию документов планирования муниципальных образований. Безусловно, власти субъектов Российской Федерации в последнее время значительное внимание уделяют вопросам социально-экономического развития как самих российских регионов, так и муниципальных образований в их составе. С другой стороны, отрицательной стороной такого «внимания» является разработка плановых документов в «случайном» порядке, либо же в настолько сжатые сроки, что большинство по-настоящему актуальных вопросов социально-экономического развития муниципального образования оказываются попросту не включенными в разработанные в спешке документы планирования и развития.
Нередки случаи, когда процесс создания социально-экономических или территориальных планов подстегивает необходимость по участию муниципального образования в каком-либо региональном (федеральном) плане или программе [6, с. 22].
Продолжающиеся преобразования в российских муниципалитетах являются первопричинами появления разных подходов к инструментам реализации планирования, да и в общем, к его содержанию [2 c. 45]. В настоящее время и в науке и в практической деятельностей органов государственной власти предлагаются самые разные определения понятию планирования. По нашему мнению, сущность данного процесса может быть объяснена как целенаправленная деятельность по управлению развитием муниципального образования, которая связана с необходимостью определить цели такого развития и выработать эффективные инструменты для достижения данных целей.
К настоящему времени экспертами (например Вильчинской О.В.) из многих принципов территориального планирования выделены некоторые основные:
- системность и комплексность планирования;
- непрерывность территориального планирования;
- обеспечения баланса интересов власти, бизнес-сообщества, а также населения территории муниципального образования.
На наш взгляд, одними из наиболее положительных факторов внедрения практики планирования социально-экономического развития муниципального образования являются следующие:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Видова Т.А. «Творческая регата» - встречи с писателями России. // Продвижение книги и чтения в общедоступных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа / Ханты-Мансийск: ИРЦ БУ «Гос. б-ка Югры», 2014. – С. 57-61.
3. Воронцова Н.С. Продвижение чтения, функционирование центров чтения в библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. // Продвижение книги и чтения в общедоступных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа / Ханты-Мансийск: ИРЦ БУ «Гос. б-ка Югры», 2014. – С. 5-10.
4. Жаркова Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие. – М.: Литера, 2009. – 111 с.
5. Канавина Г.А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. - №15. – 2015. – С. 33-39.
6. Куликова Л.В. Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (в помощь руководителям библиотек). [Электронный ресурс] URL: http://www.library.ru/1/kb/books/adm_reform/kulikova.php (дата обращения: 5.06.2017).
7. Левина Е.О. Культурно-досуговая деятельность общедоступных библиотек в едином социокультурном пространстве Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс] URL: http://fulltext.pl.spb.ru/unor/metod/Levina%20E.O.%20Kulturno-docugovaay_2008.pdf (дата обращения: 5.06.2017).
8. Мирошниченко Е.В., Белецкая Е.А. Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект. // Библиосфера. – 2012. - №2. – С. 62-67.
9. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция. // Российская библиотечная ассоциация. [Электронный ресурс] URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php (Дата обращения: 5.06.2017).
10. Морозова Е.А. К здоровью с книгой. // Продвижение книги и чтения в общедоступных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа / Ханты-Мансийск: ИРЦ БУ «Гос. б-ка Югры», 2014. – С. 37-40.
11. Планирование библиотечной деятельности / Сост. А.А. Герасимова; Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова МУК ЦБС города Ярославля – Ярославль, 2012. - 15 с.
12. Смирнова И.В. Летние чтения в детской библиотеке: новые формы организации досуга и стимулирования чтения детей. // Современные формы организации досуговой деятельности в библиотеке как способ продвижения книги и чтения: материалы областного семинара. – Вологда, 2014. – С. 16-33.
13. Развитие библиотек как информационных центров местного сообщества. / В.А. Кондрашова, Т.В. Нездоймина, Э.И. Старовойтенко; отв. за вып.: Е.М. Колесникова. – Ростов-на-Дону: ДГПБ, 2008. – 64 с.
14. Федеральный закон от 26.06.2007 г. «О библиотечном деле».
15. Шебалкова С.О. Современные формы и методы организации досугового чтения пятиклассников. // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - №3. – С. 281-285.