Фрагмент для ознакомления
1
Тематический раздел 1: Общая характеристика психологической науки 3
Задание 11. Объясните, в чем основное предназначение психики или зачем она нужна организму человека или животного, какие функции выполняет? 3
Список литературы 4
Тематический раздел 2. Становление психологической науки 6
Задание 2. Составьте библиографию (список источников, сделанный в соответствии с современными требованиями) по одной из следующих тем (с указанием страниц, где раскрыта тема, и Вашим кратким комментарием)- Психоанализ как теория и как метод 6
Тематический радел 3. Психика и мозг - изучение психики в развитии, деятельности и поведении 8
Задание 3. Проведите и опишите самостоятельное исследование по одной из тем:- Как я преодолеваю своё нежелание что-либо сделать? Назовите выбранный метод (наблюдение, самонаблюдение и др.), процедуру исследования и фиксируемые переменные (мысли, чувства, действия и др.). 8
Фрагмент для ознакомления
2
Тематический раздел 1: Общая характеристика психологической науки
Задание 11. Объясните, в чем основное предназначение психики или зачем она нужна организму человека или животного, какие функции выполняет?
Вопрос, связанные с понятием и определением предназначения психики волнуют исследователей еще со времен Аристотеля. В России исследования, связанным с вопросами функционирования психики и ее предназначения проводились Л.С. Выготским, Н.И, Чуприковой, Д.А Теплых, Ю.Б, Гиппенрейтером, классификацию типов психической деятельности животных можно найти у А.Н. Северцева, А.Н. Леонтьева, В.М. Аллахвердова и многих других российских ученых.
Существование психики признается учеными только у живых организмов, достигших достаточно высокого уровня в эволюционном развитии. У живых организмов существует масса механизмов формирования реакции на внешнее воздействие – с помощью различного вида биохимических каталитических процессов.
На уровне сложного живого организма, прошедшего эволюционное развитие высокого уровня, включаются механизмы активности, которые дают ему возможность взаимодействовать с другими объектами среды, что сказывается на пластичности организма, то есть, его способности приспосабливаться к условиям на основе знаний об окружающем пространстве и прочих особенностях существования. И эти способности со временем становятся важны для обеспечения выживаемости вида и адекватности поведения конкретных особей в условиях постоянно меняющейся реальности, что вынуждает организм развивать более сложную, по сравнению с простой регуляцией двигательной активности и сенсорной реакции, центральную нервную систему (мозг).
Именно возможность мозга живого существа получать знания из внешней среды и регулировать свое поведение, исходя из этих знаний, и называется психикой. То есть, психика – это, по сути, свойство мозга и процессов физиологической направленности, которые протекают в нем, и важность психики для живого организма – не важно, человека или животного, – чрезвычайна, ведь она помогает конкретной особи и всему виду в целом выжить и приспособиться к условиям существования максимально комфортно.
Функции психики – это качества, которые присущи каждому конкретному человеку, однако, используются им в разной степени в зависимости от условий, специфики развития и прочего. Принято выделять:
1) Когнитивную функцию, являющуюся основной о отношению ко всем остальным, которая определяет познавательные особенности психики и отражает действительность;
2) Регуляторную, то есть, формирующую побуждения или особые поведенческие реакции;
3) Коммуникативную, отвечающую за процесс общения между особями;
4) А также информационную (обмен информацией в мире), эмотивную (эмоции индивида), конативную (нацеливащую индивида на смысловое поведение).
Список литературы
1) Аллахвердов В. М. Психика и сознание в логике познания. - Вестник СПбГУ. Сер. 16. Вып. 1, 2016.
2) Гиппенрейтер Ю. Б. Происхождение и развитие психики // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аллахвердов В. М. Психика и сознание в логике познания. - Вестник СПбГУ. Сер. 16. Вып. 1, 2016.
2) Гиппенрейтер Ю. Б. Происхождение и развитие психики // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.
3) Костин А. Н., Голиков Ю. Я. Введение релятивной функции в состав основных функций психики /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 2714 с.
4) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000.
5) Мазилов В. А. Предмет психологической науки и философия психологии /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 2714 с.
1) Автономова Н. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии, 1991 — № 4.
2) Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: «Наука», 1968. — 312 с.
3) Гамбургер А. Психоанализ и литература // Ключевые понятия психоанализа. Пер. с нем. — СПб.: Б&К, 2001. — С. 293–300.
4) Зборовская Н. Психоанализ и литературоведение. — К.: Академиздат, 2003. — 392 с.
5) Исследования по психоанализу культуры. — СПб., 2001. – 314 с.
6) Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б. Словарь по психоанализу / пер. с фр. и ред. Н. С. Автономовой. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. – 560 с.
7) Лейбин В. М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. – М., 2008. – 310 с.
8) Лейбин В. М. Словарь справочник по психоанализу. — СПб., 2001. – 178 с.
9) Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Мура и Б. Файна. — М., 2000. - 314 с.
10) Романов И. Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл (Введение в теорию, практику и историю психоанализа). — М., 1994. – 148 с.
11) Руткевич А. М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. — 2000. — № 10. — С. 9—14.
12) Соколов Э. В. Введение в психоанализ. — СПб., 1999. – 240 с.
13) Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория /под общ. ред. А. В. Казанской. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. — 576 с.
14) Тэхкэ В. Психика и её лечение: психоаналитический подход / под общ. ред. М. В. Ромашкевича. — М.: Академический Проект, 2001. — 560 с.
15) Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.: «Наука», 1995. — С. 285–291.
16) Фрейд З. Введение в психоанализ: курс лекций / Пер. с нем. П. Таращук. — К.: «Основы», 1998. — 709 с.
17) Фрейд З. Проблема дилетантского анализа // Избранное. — Ростов н/Д, 1998. – 92 с.
18) Шевченко Н. И. Психоанализ как основа методологии изучения литературы / Н. И. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 995-998. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15184/ (дата обращения: 20.12.2020).