Фрагмент для ознакомления
2
и общего смысла. По мнению Цельса, «знать законы – значит воспринять не их слова, а их смысл и значение». Указанная трансформация является результатом формирования позитивного права, отвечающего требованиям соразмерности запрещенного и дозволенного, должного и возможного. При этом, указанные соотношения в каждом конкретном обществе должны восприниматься как справедливые и правильные .
Таким образом, истоки сравнительного правоведения наиболее наглядно просматриваются в Древней Греции и Древнем Риме, где развитие античной цивилизации достигло своего совершенства. Так, с Древней Греции ведется отчет европейской цивилизации. Здесь родились и творили знаменитые Сократ, Платон, Аристотель и другие ученые и публицисты, чьи сочинения и до сих пор признаются выдающимися по глубине и содержанию осмысления самых разнообразных проблем политики, морали, права. Древнегреческое право, судя по историческим литературным источникам, представляло собой наиболее развитую правовую систему рабовладельческой Европы. Об этом свидетельствует, в частности, регулирование государственного управления, достаточно объективная процедура судопроизводства и др. Однако собственно правовых источников, самих текстов законов, действовавших в Древней Греции, так и не было обнаружено. Поэтому сведения о праве древнегреческого государства можно получить в основном по сочинениям древних мыслителей и писателей, и прежде всего Плутарха и Аристотеля.
Причем литературные источники в вопросах о праве повествуют в основном об Афинах.
Из литературных исторических источников, мы можем судить о многих положениях афинского права, которые впоследствии применялись в римском праве, а впоследствии и в праве других государств.
Следует отметить, что воздействие сравнительно правовых идей в целом благотворно сказалось на Римском законодательстве, которое по уровню своего развития представляет собой вершину права рабовладельческой эпохи.
Именно римским юристам удалось трансформировать существовавшее до этого казуальное право (в том числе и на Древнем Востоке) в право абстрактное, выделив в нем наиболее существенные виды общественные отношения, и прежде всего в сфере так называемого частного права.
Первым крупным выражением формального права стали так называемые Законы XII Таблиц (V в. до н.э.). На их содержание наложила отпечаток борьба плебеев за равноправие с патрициями. Это выразилось, в частности, в том, что первоначальный текст, составленный из 10 таблиц (на деревянных досках, выставленных на городской площади) комиссией из 10 патрициев, не удовлетворил плебейское население. Возник достаточно острый политический конфликт, в результате которого в законопроектную комиссию были включены плебеи, и текст законов был дополнен еще 2 таблицами. В самих этих законах, однако, нет данных, подчеркивающих гражданское равноправие патрициев и плебеев.
На содержание Законов XII Таблиц, по мнению некоторых западных исследователей, огромное влияние оказало греческое право.
Особенно четко это прослеживается в таблице I, устанавливающий сходный с греческими судебными процедурами, порядок «судоговорения».
Это же влияние мы можем проследить и в других таблицах. Так, в таблице VII, закрепляющей порядок и принципы размежевания границ земельных участков между соседями, делается ссылка на содержание закона Солона в Афинах.
Еще одним свидетельством применения идей сравнительного правоведения является так называемое право народов (jus gentium), возникновение которого связывается с претором перегринов (жителей Рима, выходцев из иных территорий; в литературе их называют «иностранцами» – так, собственно, и было до распространения римского гражданства на все свободное население римского государства) и относится к 242 г. до н.э. В сферу компетенции этого претора входило регулирование отношений между римскими гражданами и перегринами, что в относительно слабой степени обязывало этого претора соблюдать нормы цивильного права и поэтому он обладал довольно большой свободой субъективного усмотрения.
В содержании эдиктов претора перегринов чувствовалось влияние греческой философии, основное содержание которой изучалось римскими юристами. Об этом свидетельствуют, в частности, использование в эдиктах ссылок на справедливость и естественный разум в случаях запутанных и сложных ситуаций.
Таким образом, по мере развития римского права влияние на него греческих правовых идей не только сохранялось, но и совершенствовалось, так как созданное под влиянием греческих идей «право народов» оказалось более совершенным, чем цивильное и преторское право.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Асанова, А.Ш. Политические и правовые учения Древней Греции / А.Ш. Асанова // Наука, техника и образование. – 2018. – № 5 (11). – С. 1456-1460.
2. Бийболатов, М.Г. Формирование концепции правопонимания в Древней Греции / М.Г. Бийболатов // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. В 4-х частях. – 2018. – С. 65-68.
3. Евкуров, А.В. Эволюция соотношения права и закона в Древнем Риме права в воззрениях древнеримских мыслителей / А.В. Евкуров // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 10 (37). – С. 827-830.
4. Ермаков, И.В. Процесс формирования романо-германской правовой семьи на современном этапе / И.В. Ермаков // Инновации в образовании. Материалы XI научно-практической конференции: в 2-х частях. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина». – 2019. – С. 89-93.
5. Караманукян, Д.Т. Сравнительное правоведение в схемах, определениях, комментариях : учебное пособие / Д.Т. Караманукян, А.В. Червяковский, А.А. Маручек; Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия». – Омск : Омская юридическая академия, 2014. – 100 с.
6. Каримова, А.А. Право и государство Древней Греции / А.А. Каримова, Р.Н. Губайдуллина // Шаг в историческую науку: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – 2018. – С. 40-43.
7. Морозова, Ю.М. К вопросу о многообразии правовых семей современности / Ю.М. Морозова, А.Ю. Федорова // ХIV Державинские чтения в Республике Мордовия. Материалы Международной научно-практической конференции: В двух частях. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – 2018. – С. 56-61.
8. Самарин, Д.А. Истоки политической и правовой мысли Древней Греции / Д.А. Самарин // Конституционно-правовое развитие российской федерации: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 18-22.
9. Сухопаров, В.П. Генезисные начала романо-германской правовой семьи (формально-правовой базис) / В.П. Сухопаров // Правовая культура в современном обществе. Сборник научных статей ІІ Международной научно-практической конференции. Научное электронное текстовое издание. Редколлегия: И.А. Демидова [и др.]. – 2019. – С. 110-115.
10. Тухватуллина, И.И. Роль и место романо-германской правовой системы в правовой жизни современного мира / И.И. Тухватуллина // Человек и закон: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 10-12.