Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Отметьте подходящие варианты:
Единичным является понятие:
1) время года между летом и зимой
2) вампир
3) логический закон
4) кентавр
Общим является понятие:
1) книга
2) высочайшая горная вершина
3) время года между зимой и весной
4) наименьшее натуральное число
Пустым является понятие:
1) ромб с пятью углами
2) самая длинная река России
3) наименьшее натуральное число
4) библиотека
Из перечисленного пустым понятием является:
1) золотая гора
2) мягкий характер
3) медлительный ум
4) всадник без головы
5) высокий человек маленького роста
К конкретным относится понятие:
1) водород
2) белизна
3) округлость форм и линий
4) круг полномочий
К абстрактным относится понятие:
1) лошадь
2) оркестр Большого театра
3) старость
4) человек
Одновременно конкретным и пустым является понятие:
1) темнота
2) слава
3) неожиданность
4) русалка
Задание 2
Придумайте по два примера единичных и общих понятий.
Единичные понятия – Юпитер, Чичиков.
Общие понятия – гражданство, стихийное бедствие.
Задание 3
Придумайте по два примера конкретных и абстрактных понятий.
Конкретных понятий – министр, невменяемое лицо.
Абстрактных понятий – красота, несправедливость.
Задание 4
Придумайте по два примера положительных и отрицательных поня-тий.
Положительные понятия – сотрудник полиции, юридическая ошибка.
Отрицательные понятия – неудача, незаверенная форма.
Задание 5
Придумайте по два примера относительных и абсолютных понятий.
Относительные понятия – адвокат, обман.
Абсолютные понятия – толпа, корабль.
Задание 6
Придумайте два примера пустых понятий.
Логически пустое – травоядный хищник.
Фактически пустое – русалка.
Задание 7
Дайте логическую характеристику следующих понятий:
Лист бумаги – общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Бессмертие – общее, абстрактное, относительное, отрицательное, не-собирательное.
Создатель формальной логики – единичное, конкретное, безотноси-тельное, положительное, несобирательное.
Неуверенность – общее, абстрактное, относительное, отрицательное, несобирательное.
Столица Франции – единичное, конкретное, безотносительное, поло-жительное, несобирательное.
Роман Л.Н. Толстого Анна Каренина – единичное, конкретное, без-относительное, положительное, несобирательное.
Часть – общее, конкретное, относительное, положительное, несоби-рательное.
Незамкнутая окружность – нулевое, конкретное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.
Личность – общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Активность – общее, абстрактное, безотносительное, положительное, несобирательное.
Автор – общее, конкретное, относительное, положительное, несоби-рательное.
Мужество капитана Алатристе – нулевое, абстрактное, безотноси-тельное, положительное, несобирательное.
Ученик – общее, конкретное, относительное, положительное, несоби-рательное.
Жертва некомпетентности – общее, конкретное, относительное, по-ложительное, несобирательное.
Равенство – общее, абстрактное, относительное, положительное, не-собирательное.
Бытие – общее, абстрактное, относительное, положительное, несоби-рательное.
Пассажиры, не успевшие на поезд – общее, конкретное, относитель-ное, отрицательное, несобирательное.
Метод исследования – общее, конкретное, относительное, положи-тельное, несобирательное.
Совокупность – общее, конкретное, безотносительное, положитель-ное, собирательное.
Страх – общее, конкретное, безотносительное, положительное, несо-бирательное.
Задание 8
Для каждого из понятий укажите их род и вид (по возможности бли-жайшие):
1) пушистая кошка – (род) «кошка» – «пушистая кошка» – «пуши-стая рыжая кошка» (вид).
2) философ – (род) «человек» – «философ» – «Кант» (вид).
3) игра в карты – (род) «настольная игра» – «игра в карты» – «по-кер» (вид).
4) диссертация – (род) «научная работа» – «диссертация» – «диссер-тация на соискание степени доктора медицинских наук» (вид).
5) понятие – (род) «форма мышления» – «понятие» – «общее поня-тие» (вид).
6) указ президента – (род) «правовой акт главы государства» – «указ президента» – «указ президента РФ» (вид).
7) тождество – (род) «отношение объектов» – «тождество» – «тожде-ство понятий» (вид).
8) квадрат – (род) «параллелограмм» – «квадрат» – «квадрат на ри-сунке» (вид).
9) руины древнего храма – (род) «руины храма» – «руины древнего храма» – «руины древнего храма Аполлона» (вид).
10) слон в посудной лавке – (род) «слон» – «слон в посудной лавке» – «слон в посудной лавке дома» (вид).
11) память – (род) «познавательный психический процесс» – «па-мять» – «образная память» (вид).
12) русский народный обычай – (род) «обычай» – «русский народ-ный обычай» – «русский народный обычай встречи гостей» (вид).
13) круглый квадрат – пустое.
14) лекция по логике – (род) «лекция» – «лекция по логике» – «лек-ция по логике на юридическом факультете» (вид).
Задание 9
Укажите, приведенные ниже последовательности понятий являются результатом операций обобщения или ограничения?
1. «печатное издание» – «книга» – «учебник логики» - ограничение.
2. «трамвай» – «общественный транспорт» – «транспортное сред-ство» - обобщение.
3. «Байкал» – «озеро» – «водоем» - обобщение
4. «подчиненные понятия» – «совместимые понятия» – «сравнимые понятия» - обобщение.
Задание 10
Какие из следующих рядов понятий выражают отношения «рода и вида», а какие «целого и части»?
1. Дерево: береза, пальма, сосна – отношение рода и вида.
2. Кошка: хвост, лапы, усы – отношение целого и части.
3. Университет: факультеты, кафедры – отношение целого и части.
4. Студенты: очники, вечерники, заочники – отношение рода и вида.
5. Самолеты: монопланы, бипланы – отношение рода и вида.
6. Рабовладельческое общество: рабы, рабовладельцы – отношение целого и части.