Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Особенности советской рекламы 20-х гг. XX века, ее функции 4
2 Реклама, посвященная товарному обмену между городской промышленностью и мелкими производителями деревни, строительству социализма 5
3 Реклама как выражение отношения к пространству индустриального труда и врагам. Реклама и санитарное просвещение народа 6
4 Реклама и городской транспорт 7
5 Коммерческая реклама в СССР в 1920-х гг. 8
Заключение 9
Список используемой литературы 10
Приложения 11
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «конструирование социальной реальности» стало употребляться в СССР в 60-е годы прошлого столетия .
В 20-е же годы прошлого столетия возможность трансформации мировоззрения на рациональном фундаменте открывалась многим людям, с различными ценностями. В то время активно создавались разные методы и способы рационального воздействия на процессы, которые наблюдались в социуме. Получила развитие «социальная инженерия», которая в советское время стала крайне популярна в 20-е годы XX века в связи с формированием теории и практики научной организации труда (НОТ). Возглавлял эти исследования А. К. Гастев, директор Института труда с 1920 г. Своей целью он видел разработку методов формирования массы работников «нового мировоззрения» из имеющегося на то время «неурегулированного человеческого потока». Стране нужны были работники культуры, необходимо было прививать культуру поведения, быта, взаимоотношений. Об искусстве того времени рассуждали в терминах «психоинженер» и «психоконструктор», «производство эмоционально организующих вещей». Искусство служило целям общественной трансформации советского мира, «пересоздавая» человека.
Целью данной работы является рассмотрение расцвета советской рекламы в 20-е гг. XX в.
Задачи:
- описание основных концепций и функций рекламы 20-х гг. прошлого века в советской России;
- рассмотрение коммерческой рекламы в 1920-е годы.
1 Особенности советской рекламы 20-х гг. XX века, ее функции
Интегрирующей характеристикой конструкции «Советская Россия» должна была стать индустрия промышленности и сельского хозяйства. Время формирования индустриальной основы советского социума являлось «индустриализацией». Именно благодаря ей страна меняла свое лицо и среднестатистического человека в советский период .
Критически важным был «великий перелом» - ментальная составляющая того времени, которая переводила время в другое русло. И этому, в том числе, помогала советская реклама. Интересно, что «буржуазные» рекламные технологии того времени активно использовались с целью социализации формирующегося массового социума – «советских людей». Реклама задавала направление развития, обозначая основные вехи переустройства жизни.
Какими профессиональными и бытовыми навыками должны были обладать «светские люди». Что должно было их окружать. Как разграничивались реалии жизни на «советские» и «несоветские». Реклама в то время была тем самым социальным инженером. Она формировала труд, быт советского человека, конструировала нужные и правильные потребности.
Рассмотрим, каким образом реклама предоставляла советскому человеку 20-х гг. прошлого столетия созданную для него реальность, к чему призывала, что требовала и на что хотела обратить внимание.
В это время – время новой экономической политики. Она являлась новой по отношению к военному коммунизму, но имела основу в положительно зарекомендовавшем себя мелком товарном хозяйстве. Новостью было параллельное наличие крупного промышленного государственного сектора, который состоял из национализированных организаций. Возвращение экономического сектора к нормальному функционированию принесло быстрые плоды.
2 Реклама, посвященная товарному обмену между городской промышленностью и мелкими производителями деревни, строительству социализма
К 1925 г. разруха была преодолена. Основой успеха стало развитие товарного обмена между промышленностью города и мелкими производителями деревни – «смычка».
Плакат 1924-1927 гг. (Приложение 1), посвященный смычке между городом и деревней - сплошной круговорот товаров. Подпись: «Бесконечной вереницей из столицы, с разных фабрик и заводов деревенскому народу день и ночь везут товар и т.д. ". "А взамен сапог и ситца вереницей из деревни в города на подводах в три ряда едут мясо, масло, хлеб....»
И весь этот кругооборот материальных ценностей осуществляется "без наживы и обмана", что также подчеркивается в стишке.
Но товаров из города не хватало. В 1925 году был провозглашен курс на индустриализацию. В Приложении 2 представлен плакат – «Строительство социализма». Здесь мы видим трубы, мачты, рельсы, мосты и платформы. Во многом этот плакат похож на живопись Возрождения. Зрителю предстает пример идеального города, где жизнь прекрасна. Это – идеальная страна-фабрика. На платформах выполнения едут не товары, а цифры «выполнения и перевыполнения» - вложений в капремонт, валовой продукции и др. Этот плакат показывает нам то, в чем измеряли «силу» страны – это были цифры, а не товары, «сапоги», «ситец», «жилье» и др. Эта стена-фабрика являла собой прекрасное, идеальное воплощение мечты об идеальном социальном пространстве для счастья человека (Приложение 3).
3 Реклама как
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
2) Волобуева Т. Советская реклама 1920-1930-х гг. // Рекламные технологии. - 2006. - № 4. - С. 18-23
3) Глинтерник Э. М. Начало российской рекламы // Наше наследие.-- 2000.- № 6.- С. 222-234.
4) Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории.- М.: 1969.- 250 с.