Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования данной контрольной работы обусловлена тем, что каждый человек, являющийся потенциальным потребителем, отличается личными психологическими особенностями, приоритетами и желаниями. Анализируя эти особенности можно выявить модели, характерные для поведения потребителей, установить типы и мотивацию потребительского поведения. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов.
Теория спроса, как один из элементов рыночной экономики, выступает основой формирования поведения потребителей на рынке. Она указывает, каким образом происходит процесс перевоплощения желаний клиентов в экономический показатель – спрос, то есть, как покупатель выбирает из предложенного товара тот, который ему необходим.
Цель исследования – проанализировать особенности потребительского поведения на рынке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность потребительского поведения.
2. Проанализировать методы коммуникаций, стимулирующих поведение потребителей.
1 Сущность потребительского поведения
Главной фигурой на рынке является потребитель. Именно он выступает предметом заинтересованности предприятий. От его поведения зависят их успехи или неудачи. В широком значении под поведением понимается любая реакция человека на соответствующие раздражители, которая подвергается наблюдению. Среди поведения лица важнейшей формой есть поведение потребителя. В литературе встречаются разные толкование ее сути. В частности, поведение потребителя определяется как совокупность действий, связанных с приобретением, использованием и распоряжением товарами и услугами вместе с решениями, которые предшествуют и оговаривают те действия.
С позиций достижения надлежащих результатов в маркетинговой деятельности продавец должен иметь объективное правильное представление о поведении покупателей. Его формирование основывается на следующих принципах [3, с. 85].
1. Независимость потребителя, которая проявляется в:
ориентации на соответствующую покупательную цель;
восприятии или невосприимчивости товара в зависимости от степени соответствия товара его запросам.
2. Мотивация и поведение потребителя изучаются с помощью исследований. Данный принцип означает, что характер мотивации и поведения потребителя определяется с помощью исследований, которые позволяют эти процессы моделировать.
3. Поведение потребителя поддается воздействию. Поскольку существует возможность моделирования поведения потребителя, то соответственно она подвергается воздействию с помощью использование различных маркетинговых инструментов (рекламы, стимулирования, мерчандайзинга, упаковки, цены и т. п).
4. Потребительское поведение социально законно. Потребитель в своих действиях свободен, что основывается на ряде его прав. Соблюдение прав потребителей является обязательным задачей не только общества в целом, но и его юридических предприятий, учреждений, организаций).
Для нужд маркетинга важно знать не только суть поведения потребителя, но и его составляющие элементы. К ним можно отнести [3, с. 85]:
чувство потребностей и оценка их в отношении индивидуальных шкал преференций, то есть соблюдение иерархии потребностей;
приобретение средств потребления;
выбор из доступных средств потребления, то есть способ компоновки благ и услуг;
использование средств потребления, то есть способ обращения с ними.
Из изложенного следует, что поведение потребителя охватывает приобретение, владение и использование средств удовлетворения потребностей покупателя. Объективное изучение поведения потребителей требует, прежде всего, изучения, как типов потребителей, так и разновидностей их поведения.
Они влияют на интенсивность покупки и использования различных товаров, время и место ее совершения, характер стимулирования продажи, покупательские привычки и тому подобное. Между разделением потребителей на типы и классификацию их поведения существует как определенное отличие, так и взаимосвязь.
Тип потребителя – это его характеристика безотносительно к конкретному отношению к фирме, торговым точкам, элементам комплекса маркетинга.
Поведение потребителя связывается с процессами купли-продажи (разными его этапами), отношением к компании, соответствующими покупным реакциями и тому подобное.
В то же время тип потребителя обуславливает его поведение. Хотя в конечном итоге маркетолога должна интересовать именно поведение потребителя, однако он должен знать и классификацию покупателей. Без владения этой информацией исследования поведения потребителей будет крайне затрудненным, не позволит в полной мере получить соответствующую объективную информацию и должным образом влиять на акты купли-продажи товаров.
Потребителей можно классифицировать по разным признакам, в частности, по принадлежности к определенному рынку, а также по показателям их психологии. Деление потребителей на группы в зависимости от рынка, на котором они покупают товары, представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация типов потребителей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гантер Б. Типы потребителей. Введение в психографику / Б. Гантер, А. Фернхам – СПб: Питер, 2018. – 273 с.
2. Котлер, Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер. – Москва: Прогресс, 2016. – 704 с.
3. Ланкастер Д. Продажа и управление сбытом / Д. Ланкастер, Д. Джоббер. – Минск: Амалфея, 2017. – 214 с.
4. Маркетинг: учебник / под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, 2015. – 213 с.
5. Шумаков Н. В. Современная интернет-реклама: тенденции развития и эффективность /Н.В. Шумаков // Молодой ученый. – 2016. – №2. – С. 639-644.