Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Своевременность и полнота уплаты региональных налогов прямым образом способствует социально-экономическому развитию региона, т.е. эффективно перераспределяя данные поступления, осуществляется социальная поддержка определенной категории граждан и реализуется развитие приоритетных направлений экономики. К региональным налогам относятся транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес. Транспортный налог довольно прост в начислении, так как налоговая база определяется четко, объекты – конкретны, а ставки фиксированы, но, несмотря на простоту налогообложения, в процессе администрирования налога существуют некоторые недоработки, которые в свою очередь препятствуют его полной собираемости.
Это и определяет актуальность исследования роли и особенностей расчета и уплаты транспортного налога.
Целью работы является обобщение информации порядке исчисления и уплаты транспортного налога.
Задачами исследования являются:
определить роль транспортного налога в процессе формирования бюджета страны;
дать краткое описание элементов транспортного налога;
рассмотреть последние изменения в законодательстве в отношении порядка исчисления транспортного налога.
Объект исследования – транспортный налог.
Предмет исследования – механизм исчисления и взимания транспортного налога.
При выполнении работы были использованы Налоговый Кодекс РФ, учебники и учебные пособия по налогообложению, а также научные статьи по теме исследования.
1. ТРАНСПОТНЫЙ НАЛОГ
1.1. Исторический аспект взимания транспортного налога
В современных условиях транспорт является неотъемлемой частью экономики России. Реформирование экономических отношений способствует возрастанию роли региональных налогов, в том числе и транспортного налога. Сегодня транспортный налог является не только неотъемлемым источником доходов государства, но и участником регулирования экономических процессов, формирования материальной основы суверенитета субъектов Федерации [10].
История развития транспортного налога в России насчитывает не одно десятилетие [12].
С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем – князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз – в 1753 г.
В СССР транспортный налог взимался с начала 1920-х годов. Налогом облагались самодвижущиеся экипажи, лошади, велосипеды и пр. в размере от 6 до 15 руб. за одну лошадиную силу (л.с.) за полугодие в зависимости от размера населенного пункта. Почти 100 лет назад транспортными средствами были лошади, конные экипажи, велосипеды и т.п. Однако в постановлении ВЦИК «О волостном бюджете» от 1924 года уже есть в разделе «Доходные источники» пункт «Налог с транспортных средств». С тех пор транспортный налог претерпевал множество изменений, а список объектов налогообложения становился все шире.
В 1942 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах», устанавливающий сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, а также выездные и рабочие лошади. Сбор обязаны были уплачивать только граждане, исключительно проживающие в городах, дачных, курортных поселках. Впоследствии были введены дифференцированные ставки данного налога в зависимости от административного значения населенного пункта.
К 1981 году технический прогресс привел к исключению из числа налогоплательщиков велосипедистов, владельцев лошадей и прочих ездовых животных. С этого года на величину транспортного налога стала влиять только мощность автомобиля. В марте 1988 г. Верховный Совет СССР установил ставки транспортного налога в размере 50 коп. за 1 л.с. - владельцы автомобилей должны были ежегодно уплачивать «в доход союзного бюджета».
В 1991 году впервые ставки налога на транспорт дифференцировали в зависимости от их мощности. Законом «О дорожных фондах в РСФСР» с 1991 года определены новые правила взимания «налога с владельцев транспортных средств»: легковые автомобили были впервые разделены на категории – до 100 л. с. (налог составлял 50 коп, за 1 л. с.) и свыше 100 л. с. (1,3 руб. за 1 л. с.). В 1993 г. указом Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» был введен транспортный налог, объектом которого были не транспортные средства, а фонд оплаты труда, и ставка составляла 1 %, с включением уплаченных сумм в состав себестоимости продукции (работ, услуг). Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для поддержки и развития транспорта.
С 1996 года налог стал полностью зачисляться в территориальные дорожные фонды. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 1997 года.
С 1 января 2003 года вместо налога на пользование транспортным средством был введен транспортный налог. Величина налога, порядок и сроки его уплаты были возложены на субъекты РФ. В ведении федерального центра было определение объекта налогообложения и предел налоговых ставок.
В 2010 году в правительстве РФ возникла инициатива отмены налога взамен на повышение акциза на бензин. Эта инициатива была реализована лишь частично, когда в этом же году Госдума приняла поправки, разрешившие региональным властям обнулить ставки для автомобилей мощностью до 150 л. с. за счет увеличения акциза на топливо, 80% от которого поступает в региональные бюджеты.
С 2011 года базовые ставки транспортного налога в Налоговом кодексе РФ колеблются от 2,5 руб. за 1 л. с. для маломощных автомобилей (до 100 л. с.) до 15 руб. за 1 л. с. на транспортные средства большой мощности (свыше 250 л. с.). Субъекты РФ также имеют право повышать или понижать налоговые ставки, но не более чем в десять раз.
В 2012 году было предложено освободить от налога машины, чья мощность ниже 150 л.с. Объяснялось, что такими авто владеют россияне с низким доходом. Также было предложено компенсировать этот сбор акцизами, заложенными в стоимость топлива. Однако предложение было отклонено в силу того, что с отменой транспортного налога уйдет существенная статья дохода региональных бюджетов.
В 2013 году были подняты ставки акцизов на бензин, и размер транспортного сбора увеличился для самых маломощных машин (до 100 л.с). Минпромторг предложил новый налог – экологический, взамен транспортного. Ожидалось, что экологический сбор затронет старые автомобили, которые в большей степени загрязняют окружающую среду. Также предлагалось поднять ставки транспортного налога для автомобилей премиум брендов. За основу предлагалось взять не мощность двигателя, а полную стоимость авто. Это предложение касалось всех автомобилей, стоимостью от 3 млн рублей. Противники нововведения считали, что отмена транспортного налога станет причиной недофинансирования дорожной отрасли и, как следствие, может привести к потере текущей дорожной сети.
Попытки реформирования транспортного налога проводятся практически каждый год. В частности, с 2015 года добавилась новая статья доходов дорожных фондов – система «Платон». Эта система взимания платы с большегрузов за проезд по всем российским дорогам федерального значения (50 774 км). Её цель – компенсировать ущерб, который наносят трассам грузовые автомобили массой свыше 12 тонн. Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
В 2016 году правительство повысило ставки акцизов на топливо. В Госдуме появился законопроект об отмене транспортного налога – предлагалось компенсировать падение доходов за счет топливных акцизов. Однако в условиях экономического кризиса отмена транспортного налога привела бы к отсутствию дорожного финансирования в регионах.
Информация о динамике суммы транспортного налога, поступившего в консолидированный бюджет РФ в 2014-2019 гг. обобщена на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс РФ (I часть): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 01.10.2020 г. N 312-ФЗ).
2. Налоговый кодекс РФ (II часть): Федеральный закон от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (ред. от 15.10.2020 г. N 320-ФЗ).
3. Закон Пермского края от 25 декабря 2015 г. №589-ПК «О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (ред. от 22.04.2020 г. N 530-ПК). – URL: http://docs.cntd.ru/document/432816814 (дата обращения: 23.12.2020).
4. Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге» (ред. от 11.11.2020 г. N 21). – URL: https://base.garant.ru/12137774/ (дата обращения: 23.12.2020).
5. Алексейчева Е.Ю. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Дашков и К, 2017. – 300 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/60605.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 23.12.2020).
6. Ефимова Е.Г. Налогообложение в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. – Электрон. текстовые данные. – Москва: Институт мировых цивилизаций, 2019. –198 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/88540.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 23.12.2020)
7. Ешукова О.А. Транспортный налог: актуальные проблемы современной экономики // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – №2 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnyy-nalog-aktualnye-problemy-sovremennoy-ekonomiki (дата обращения: 23.12.2020).
8. Зотиков Н.З. Косвенные налоги в налоговой системе России // Вестник евразийской науки. – 2018. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kosvennye-nalogi-v-nalogovoy-sisteme-rossii (дата обращения: 23.12.2020).
9. Каширина М.В., Салихов Г.М. Актуальные проблемы и пути реформирования транспортного налога в России // Московский экономический журнал. – 2018. – №5 (1). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-puti-reformirovaniya-transportnogo-naloga-v-rossii (дата обращения: 23.12.2020).
10. Иванова Е.В., Симонова Н.Ю., Ураева А.И. Оценка налогового потенциала транспортного налога как доходного источника регионального бюджета // Вестник СИБИТа. – 2019. – №3 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-nalogovogo-potentsiala-transportnogo-naloga-kak-dohodnogo-istochnika-regionalnogo-byudzheta (дата обращения: 23.12.2020).
11. Мигунова М.И. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Мигунова М.И., Конева О.В. – Электрон. текстовые данные. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. – 328 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/84255.html.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 23.12.2020).
12. Шукаева А. В. Транспортный налог: история становления и направления совершенствования // Colloquium-journal. – 2020. – №10 (62). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnyy-nalog-istoriya-stanovleniya-i-napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обращения: 23.12.2020).