Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в середине 2020 года в России произошла конституционная реформа. Основной закон получил конкретные дополнения и уточнения, направленные на закрепление социальной и правовой направленности государства.
Одной из сфер Конституции получивших определение стала сфера судейства. Действующие нормативно-правовые акты говорили о том, что судья независимы и свободны в принятии своих решений.
Необходимо отметить, что сегодня судью нельзя посадить, арестовать или каким-то другим способом ограничить его свободу. Однако при этом его можно наказать либо вынеся предупреждения, либо досрочно прекратив его полномочия. Обе эти формы наказания подведомственны квалификационной коллегии судей.
Сегодня существует практика того, что судебные инстанции особенно Конституционный Суд всеми силами поддерживают существующий статус-кво по отношению к независимости судебного аппарата. Самым ярким и бесспорным решением можно признать одобрение и принятие реформы Конституции. Однако введение новой версии Конституции изменило правовое поле России и требует выработки новых традиций и представлений о деятельности страны, государства и судебного аппарата.
Цель исследования – рассмотреть особенности постановления Конституционного Суда, направленные на обеспечение самостоятельности и независимости судей.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности изменения прав судей в связи с изменениями Конституции 2020 года.
2. Разобрать характерный случай решения Конституционного Суда о защите прав судей до реформенного периода.
3. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Использование специальных знаний при расследовании преступлений. Формы и функции
Президентом Российской Федерации 15 января 2020 г. в Послании Федеральному Собранию были предложены изменения в Конституцию Российской Федерации , после чего была созвана рабочая группа , состоящая из представителей научной, образовательной, культурной, спортивной среды, парламентариев, государственных и общественных деятелей – представителей практически всех сфер жизни страны.
По результатам деятельности рабочей группы 20 января 2020 г. Президент РФ внес на рассмотрение Государственной Думы проект закона РФ о поправке к Конституции № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Рабочая группа при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении изучила более 1 000 предложений о поправках .
11 марта 2020 г. законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» был принят Государственной Думой в третьем чтении и направлен в Совет Федерации, который на своем пленарном заседании одобрил его. Все 85 субъектов Российской Федерации в лице законодательных (представительных) органов государственной власти также выразили одобрение данным поправкам в Конституцию.
Целью настоящего исследования является предварительный анализ изменений в Конституции, предложенных Президентом и принятых Федеральным Собранием, касающихся изменения статуса судебной власти, а также оценка возможных пределов изменения Основного закона без искажения фундаментальных принципов и правовых основ Конституции, в том числе в части обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти, принципа разделения властей.
Изменения Конституции в марте 2020 г. в сфере судебной власти затрагивают, прежде всего, носителей данной власти – судей. Конституционные полномочия судебной власти, высокие профессиональные и моральные требования, которые предъявляются законодательством к судейскому корпусу, обеспечиваются посредством конституционных гарантий статуса судьи в Российской Федерации. Специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, многочисленные ограничения и запреты для судей и членов их семей призваны компенсировать те конституционные гарантии, которые являются ядром правового статуса судей как носителей судебной власти.
Вопрос статуса судьи являлся предметом исследования многих юристов . Понятие специального правового статуса судьи и его содержание неоднократно раскрывалось в решениях Конституционного Суда РФ.
Важно обратить внимание на то, что конституционно-правовая интерпретация понятия «статус судьи» предполагает, что «гарантии как элемент конституционно-правового статуса судьи, являющегося не личной его привилегией как гражданина, а средством, призванным обеспечить публичные интересы, прежде всего интересы правосудия, цель которого – защита прав и свобод человека и гражданина, служат одновременно и гарантиями самостоятельности и независимости судебной власти» . Тем самым Конституционный Суд выявил взаимосвязь между статусом судьи, понятием правосудия и гарантиями полноценной реализации прав и свобод человека в стране.
В этой связи можно утверждать, что умаление статуса судьи как носителя судебной власти и отправителя
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
4. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // Российская газета. 1995. № 11.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
7. Авакьян С. А. Конституционный лексикон. М., 2015
8. Выступление П.В. Крашенинникова на пленарном заседании Государственной Думы // Стенограмма пленарного заседания от 10 марта 2020 г.
9. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. М., 2016
10. Ермошин Т.Г. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его независимости // Российский судья. 2012. № 6. С. 10.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4809.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 19-П.
13. Распоряжение Президента РФ от 15 января 2020 г. № 5-рп «О рабочей группе по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации»//Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 15.01.2020 (дата обращения: 20.12.2020).
14. Стеничкин Н.Г. Обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти в контексте конституционной реформы 2020 года // Lex Russica. 2020. №5 (162). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-nezavisimosti-i-samostoyatelnosti-sudebnoy-vlasti-v-kontekste-konstitutsionnoy-reformy-2020-goda (дата обращения: 21.12.2020).
15. Судебная практика в современной правовой системе России / под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М., 2017. С. 242.
16. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016