Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что представительные органы местного самоуправления и глава муниципального образования занимают особое место в системе органов на местном уровне, так как именно посредством них решаются на местном уровне наиболее важные проблемы, касающиеся населения определенного муниципального образования.
Государственная служба представляет собой особый вид профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Цель работы – проанализировать структуру представительного органа местного самоуправления, в том числе и главы муниципального образования, а также определить понятие и правовые основы государственной службы.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- исследования структуры представительного органа местного самоуправления;
- рассмотрение статуса главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления;
- определение понятия государственной службы и ее правовых основ.
Объектом исследования выступают:
- органы представительной власти местного самоуправления;
- глава муниципального образования;
- государственная служба.
Теоретическая и методологическая основана исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, статистическими данными.
Методы исследования контрольной работы. В качестве методов исследования в работе использовались: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Контрольная работа структурирована введением, двумя параграфами, заключением, список использованных источников.
1. СТРУКТУРА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В системе муниципальной представительной демократии Российской Федерации правовой статус представительных органов занимает особое положение и характеризуется рядом признаков, предложенных такими учеными, как П.А. Астафичев, М.Н. Бродский, Б.Н. Габричидзе, В.И. Емешов, О.А. Коргина, А.А. Ливеровский. Самыми распространенными признаками являются учредительный характер, выборность, сменяемость, коллегиальность, нормотворческий процесс и механизм прекращения полномочий представительных органов. Важнейшей функцией представительного органа местного самоуправления является нормотворчество, обеспечивающее регулирование всех основных сфер жизнедеятельности в муниципальном образовании на основе принципов законности, свободного обсуждения вопросов и самостоятельного принятия решений, гласности и равноправия депутатов.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет правовой статус органов местного самоуправления. При этом следует отметить, что достаточно сложно при изучении органа публичной власти выделить общепринятые элементы его правового статуса, такие как права, обязанности, гарантии и ответственность. Так, например, права и обязанности органов власти, как правило, относятся к вопросам компетенции и правомочиям самих должностных лиц. Поэтому предлагается рассмотреть правовой статус исходя из наиболее важных признаков представительного органа местного самоуправления.
1. Избираемость представительного органа. Избираемые на муниципальных выборах депутаты призваны в силу территориальной доступности "чувствовать нужды народа" и выражать их "волю при решении возложенных задач" .
Несмотря на то что представительный орган является обязательным органом местного самоуправления, в поселениях, где численность жителей, обладающих активным избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется. При этом представительный орган может не создаваться в поселениях, где численность жителей более 100 и менее 300 человек, если это предусмотрено уставом муниципального образования. В данных случаях представительный орган замещает сход граждан.
2. Непрямое, опосредованное представительство населения возможно только для двух типов муниципальных образований - муниципального района и городского округа с внутригородским делением, и только в добровольном порядке. На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ч. 4 ст. 35) и в соответствии с законом субъекта такие представительные органы могут формироваться двумя способами:
- из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов данных поселений;
- на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Избрание депутатов "косвенным способом" из числа делегированных представителей, по мнению В.И. Емешова, не соответствуют критериям, установленным Европейской хартией местного самоуправления, так как право на местное самоуправление должно осуществляться советами или собраниями, состоящими из членов, избранных всеобщим голосованием (ст. 3). На первый взгляд кажется, что если прямые выборы не проводятся, то делегированные представители неподотчетны населению. Однако данное умозаключение является ошибочным, так как депутаты по-прежнему осуществляют представительство в отношении населения того муниципального образования, по которому они выбирались, а значит, являются его представителями <6>. Депутаты, входящие в состав представительного органа муниципального района, имеют больше возможностей помочь жителям своего муниципального образования, так как финансовая поддержка со стороны государства идет не напрямую поселениям, а в муниципальные районы, которые перераспределяют полученные средства на первостепенные нужды, с целью решения вопросов местного значения.
3. Правотворчество представительных органов местного самоуправления определено их нормотворческой функцией, закрепленной законодательством.
Правотворчество представительного органа заключается в установлении обязательных положений с целью исполнения их на территории муниципального образования, призванных конкретизировать законодательство и восполнять существующие пробелы, регулирующие различные стороны общественной жизни, направленные на установление должного правового порядка <7>, закрепляющие нормы по организации деятельности представительного органа муниципального образования. Представительный орган принимает решения, которые являются общеобязательными на территории муниципального образования, а его председатель издает постановления и распоряжения относительно вопросов деятельности самого представительного органа.
4. Представительный орган призван решать вопросы исключительной компетенции, именуемые полномочиями. Они закреплены в первую очередь в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", некоторые из них могут осуществляться при тесной взаимосвязи с другими органами власти. При этом каждый депутат представительного органа призван тесно контактировать с избирателями, с целью обеспечения "обратной связи", то есть постоянно укреплять взаимоотношения представительного органа с населением, доносить проблемы и просьбы жителей муниципального образования. Претворяя в жизнь волю избирателей, депутаты выражают мнение населения по определенным вопросам. При необходимости они должны ставить вопросы о заслушивании на заседаниях в представительном органе докладов и сообщений приглашенных руководителей организаций, территориально расположенных в избирательном округе. Депутат может инициировать приглашение руководителя предприятия или учреждения с целью выступления перед представительным органом, если обнаруживает ошибки в их действиях и не может собственными усилиями достигнуть желаемого результата.
5. Срочность избрания представительного органа. Статья 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления