Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нынешняя экономическая ситуация, сложившаяся в стране, к сожалению, не отличается стабильностью, и практически у любого предприятия в ходе осуществления деятельности могут возникнуть сложности в виде неспособности выплатить образовавшиеся задолженности и удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Как правило, осознание этого факта удручающе действует на руководителей предприятий, нередко они теряют контроль над ситуацией, продают за бесценок активы фирмы, полностью лишаются своего бизнеса. Однако есть способ не доводить дело до таких последствий - банкротство предприятий, которые уже давно живут за чертой рентабельности. Именно запуск этой процедуры считается единственно верным, оптимальным решением в ситуации, когда предприятие больше не может платить по своим долгам.
Цель работы состоит в рассмотрение законодательства о несостоятельности (банкротстве) и его месте среди отраслей права России.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и место несостоятельности (банкротства) как гражданско-правового института;
- изучить законодательство о несостоятельности (банкротства) и направления его совершенствования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
1. Понятие и место несостоятельности (банкротства) как гражданско-правового института
Государство, выступая основным регулятором всех общественных отношений должно применять все доступные ресурсы для развития механизмов, эффективно регулирующих и защищающих предпринимательскую деятельность. Одним из таких механизмов является институт банкротства , который позволяет выявлять неэффективные хозяйствующие субъекты и с помощью специально установленных средств и процедур прекращать их деструктивную деятельность в экономической сфере .
В настоящее время правовая доктрина исходит из того, что несостоятельность (банкротство) является неотъемлемым институтом рыночной экономики . По мнению В.А. Семеусова «Банкротство - один из инструментов оздоровления промышленности, ее структурной перестройки, а посему если определенное предприятие не вписывается в рыночную экономику, то оно должно быть подвергнуто цивилизованной процедуре ликвидации». Как отмечает С.Э. Жилинский, несостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Аналогичной точки зрения относительно места института несостоятельности придерживается Е.А. Махнева, утверждая, что «применение законодательства о банкротстве позволяет ликвидировать предприятия, оказавшиеся безнадежно неизлечимыми» . Это в итоге предотвращает существование и деятельность неконкурентоспособных предпринимательских структур, и распространение кризиса на других субъектов, что предупреждает цепную реакцию банкротств хозяйствующих субъектов, а значит, кризис экономической системы .
Вопрос о месте института несостоятельности находит своё отражение и в работах учёных-экономистов. Например, с точки зрения Н.М. Розановой «в любой рыночной экономике время от времени возникает ситуация, когда какая-либо фирма не справляется со своими обязательствами (в первую очередь финансовыми) и вынуждена объявить о своем банкротстве. Динамизм экономических процессов как часть нормального функционирования рыночной экономики требует периодического повторения ситуации банкротства для той или иной фирмы: банкротство устраняет нежизнеспособные элементы рынка и тем самым освобождает дорогу наиболее эффективно действующим субъектам».
Следовательно, институт банкротства в первую очередь характерен для стран с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от какой-либо коммерческой деятельности и наличие потребительского спроса. Кроме того, в подобных странах разрабатывается и совершенствуется систематизированное законодательство, регулирующее указанные процессы. Законодательная регламентация упразднения неплатёжеспособных должников, несомненно, положительное средство, позволяющее вначале их дифференцировать, а затем предотвращать неблагоприятные последствия их деятельности, одновременно осуществляя с помощью органов государственной власти и субъектов публичного управления «отсев» подобных субъектов.
Вместе с тем, не следует забывать, что процедура признания должника банкротом порождает существенные негативные последствия для внутренней среды, охватываемой хозяйствующим субъектом, так как затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других; формирует во многих случаях значительные социальные издержки . Следовательно, государство, в целях снижения негативных факторов несостоятельности, должно активно регулировать процесс банкротства. Такая активность должна проявляться: 1) в систематизации этого процесса; 2) в его правовой унификации; 3) в применении объективно необходимых и нормативно закрепленных мер и средств к организации-должнику; 4) к внедрению административных процедур в данной области.
Ученые в сфере гражданско-правовой науки, Дорохина Е.Г. считает, что государственное регулирование в сфере банкротства в РФ заключается как в установлении законодательных правил, так и в определении круга государственных органов, представляющих интересы государства и контролирующих процесс банкротства, их компетенции, способов и средств государственного воздействия .
Исходя вышеизложенного и анализа норм российского законодательства о банкротстве, доктринальных положений науки можно выделить следующие формы государственного регулирования процесса несостоятельности (банкротства):