Фрагмент для ознакомления
2
- 1 раздел «Работа с понятийным аппаратом».
Студент приводит типологию мастер-классов с определениями. Предлагает на основе приведенных определений примеры мастер-классов (не менее 2 на каждый тип). В конце раздела оставляет место для самостоятельной работы, еще ниже приводит список использованной литературы (не менее 3-х источников).
1. Мастер-класс от английского masterclass: master - специалист, достигший высокого искусства в своем деле; class - занятие, урок, действительно является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. В первую очередь, мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
2. Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны обучающихся мастер-класса, так и со стороны мастера.
3. Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
4. Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
5. Мастер-класс - это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность педагога с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия.
1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М.А.Ариарский.-СПб.: Арт-студия "Концерт", 2010. –792с
2. Машуков А.В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Челябинск, 2007. –13с.
3. Опарина Н.А., Левина И.Д., Кайтанджян М.Г. Художественно-педагогические методы в организации досуга детей и молодежи // Среднее профессиональное образование. 2018. No 3.–С. 2
- 2 раздел «Работа со статьей». 2 страницы.
Студент приводит статью (или фрагмент статьи) по теме «Мастер-класс». Перед статьей фиксируются вопросы (не менее 3-х), далее статья, место для самостоятельной работы, список использованных источников (не менее 3-х).
Вопросы:
1. Какими преимуществами обладают мастер-классы?
2. Что необходимо подготовить педагогу для эффективного мастер-класса?
3. Какие условия должны быть созданы для организации мастер-класса?
Насонова, Т.А. Значение мастер-классов в развитии творческих способностей детей [Электронный ресурс] –URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/03/15/znachenie-master-klassov-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey
Перед школой сегодня как никогда остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня ребенок – это личность, которая стремиться к познанию, к чему-то новому и интересному, им хочется пробовать себя в самых различных направлениях и хочется достигать высот уже сейчас. В результате творческой деятельности ребенка обогащается его внутренний мир, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому же, детям необходимо общение со сверстниками. Они должны учиться играть в команде, слышать других и уметь проявлять себя.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играют мастер классы.
В педагогической литературе существует немало определений понятия «Мастер - класс». Вот одно из них: «Мастер–класс» – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными темпами потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, получить новые навыки.
Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества, которые касаются данного направления:
1. все мастер-классы – это многообразие, ведь у них тематика может быть самой разной и перечислить все просто невозможно. Выбирая тот или иной вид работы, нужно учесть возраст и увлечение вашего ребенка, ведь одному малышу нравится творческая направленность, кто-то любит готовить, поэтому будет рад всем мастер-классам, касающихся кулинарии и так далее.
2. Попадая на урок к умельцу, у ребенка появляется шанс приобрести свое хобби, которое впоследствии он сможет даже превратить в прибыльное дело, ведь всегда есть вероятность того, что вашему ребенку понравятся новые приобретенные навыки.
3. Мастер-классы помогают детям находить друзей, ведь любая командная работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам
4. Именно профессиональные мастер-классы, возможно, помогут ребенку найти себя.
Сегодня просто необходимо наличие у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать – больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.
Чем больше будет таких педагогов как в школе, так и в системе дополнительного образования, тем больше будет условий, возможностей для того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность: способности, чувства, разум.
Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса, необходимо подготовить и иметь:
• положение о мастер-классе;
• памятка для педагога для проведения мастер-класса;
• информационная справка о мастер-классе;
• план-конспект мастер-класса;
• рекомендуемая литература о мастер-классе;
• список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
• опрос-анкета для участника мастер-класса.
Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, проводящий мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Он представляет собственную систему работы, комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему. Действия его взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Положительный результат обучения в работе мастер-класса, состоит в том, что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса, как уже говорилось ранее, обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания 3-х типов условий:
• обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
• стимулируется познавательный интерес, и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
• осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
Мастер-класс позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат, вызывает желание сделать так, как мастер, сделать лучше. Такая форма профессионального обучения являются жизненной необходимостью для педагога и учителя, который не стоит на месте.
Мастер-класс позволяет не только творчески подойти к анализу своей работы, но и спланировать дальнейшую работу.
Формула мастер-класса: «успешная технология + компетентный специалист + доступность для детей = мастер класс».
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.
- 3 раздел «Работа с тестом».
Студент составляет 10 вопросов, касающихся изучаемого предмета с вариантами ответов. Далее приводит правильные ответы и список используемых источников (не менее 3-х).
Тест
1. Какой термин в педагогике времён СССР использовался для обозначения мастер-класса?
А. КТД
Б. Творческая мастерская
В. советский педагогический слёт
2. Какой процесс, характерный для периода Античности, является фактическим предшественником мастер-класса?
А. Преподавание Софистов
Б. Спартанская школ
В. Женское образование в Афинах
3. Какой известный деятель считается родоначальником мастер-классов?
А. Ян Амос Коменский
Б. Ференц Лист
В. К.Д. Ушинский
4. В каком году мастер-класс стал номинацией финала конкурса «Учитель года в России»?
А. 1987
Б. 2002
В. 1996
5. Как называют тип мастер-класса, при котором участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной концепции учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта?
А. Презентация
Б. Имитационная игра
В. Моделирование
6. Как называется тип мастер-класса, при котором Мастер кратко характеризует свои достижения, демонстрирует лучшие достижения профессионального опыта?
А. Презентация
Б. Имитационная игра
В. Моделирование
7. Какой мастер-класс является интегрированным?
А. Организация проектной деятельности в начальной школе
Б. Активные методы изучения иностранного языка
В. Организация виртуальных экскурсий при изучении иностранного языка
8. Как называется процесс, при котором слушатели одновременно выступают как в роли учащихся, так и в роли экспертов?
А. Интегрированный мастер-класс
Б. Имитационная игра
В. Демонстрационный мастер-класс
9. С какого года мастер-классы используются в (советском) российском образовании?
А. 1977
Б. 1990
В. 1999
10. Как называется дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и слушателей?
А. Рефлексия
Б. Обобщение результатов
В. Оценка эффективности
Правильные ответы
1 - Б
2 – А
3 - Б
4 - В
5 - В
6 - А
7 - В
8 - Б
9 - Б
10 - А