Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика спорта как общественного явления, функции спорта
Спорт – это социальное явление, вид физической культуры в форме соревновательной деятельности, специальной подготовки к ней.
Спорт от других видов занятий физическими упражнениями отличается соревновательной деятельностью.
Посредством занятий спортом осуществляется совершенствование индивида, происходит преобразование в духовной и физической сфере. Спорт является фактором воспитания, в том числе нравственного воспитания, и самовоспитания.
В спорте проявляется человеческий характер, смелость, воля, моральные убеждения, находчивость, ответственность, дисциплинированность.
Спортсмены демонстрируют физические качества, гармоничные движения, красивые поступки. У зрителей развиваются чувства прекрасного, воспитываются эстетические вкусы, возникают двигательные потребности.
Через занятия спортом можно укрепить здоровье, установить рекорд, научиться виртуозно владеть собственным телом, движениями и т. д.
При занятиях спортом возрастают показатели умственной работоспособности; восприятие, мышление и др. [1].
Систематические занятия физической культурой и спортом укрепляют нервную систему, благотворно сказываются на общем самочувствии человека, стимулируют бодрость и жизнерадостность; они являются средством профилактики различных заболеваний [2].
Спорт способствует борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией.
2. Оценка современного состояния и перспективы развития спорта
Наиболее перспективными для населения являются занятия массовым спортом. Массовый спорт является фактором подготовки к жизни, оптимизации своего физического состояния и развития.
Сотни миллионов людей совершенствуют физические качества и двигательные возможности, укрепляют здоровье и продлевают творческое долголетие.
Здесь индивиды получают заряд бодрости, оптимизма; укрепляют здоровье, корректируют телосложение. Однако, непривлекательность и незрелищность занятий массовым спортом не способствует коммерческому успеху для средств массовой информации, телевидения. Вечная нехватка денег на проведение массовых соревнований сводит на нет усилия и энтузиаст у организаторов и любителей физической культуры.
Спорт высших достижений привлекает часть молодежи своей спортивной составляющей. Молодежь совмещает учебную (трудовую) со спортивной деятельностью, рассчитывает затраты времени и сил на спортивные занятия, ограничивает потребности в жизненных благах ради повышения уровня спортивных достижений.
Образовательные программы по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов и студенческие спортивные клубы позволяют приобщиться к спорту высших достижений.
Профессиональный спорт основывается на коммерческой привлекательности. Высокие спортивные результаты не всегда являются плодом напряженного труда спортсмена. Высокий гонорар в соревнованиях мастеров искушает часть высококлассных спортсменов на его получение нечестным путем через употребление запрещенных веществ. Публичные признания спортсменов в употреблении допинга не привлекают внимание людей к данному виду деятельности, отталкивают молодежь от занятий спортом [2].
3. Пути совершенствования спортивных достижений, роль науки в спорте
Совершенствование спортивных достижений осуществляется через следующие условия [1]:
а) медико-биологическое обеспечение, например, работы врачебно-физкультурных диспансеров, комплексных научных групп. групп допинг контроля и пр.;
б) резервные возможности человеческого организма могут раскрываться с помощью специальных приемов психологической подготовки спортсмена;
б) использования достижений в науке и технике. Например, спорт высших достижений немыслим без использования современных достижений, применяемых в науке и технике, современных технологий и материаловедения, медицины и фармакологии, кибернетики и биомеханики, психологии и педагогики и т. д.
4. Роль и место тренера в системе подготовки спортсмена
Занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики человека. Занятия используют для коррекции показателей физического развития и телосложения, для воспитания и совершенствования силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств человека [3].
Глубина знаний, методик, средств и приемов для достижения спортивных результатов остается тайной для многих занимающихся спортом. На помощь придет тренер. Он выступает и как педагог, и как психолог, и как наставник, и как родитель, и как профессионал в одном лице. Тренер всегда поможет, подскажет, посочувствует, подбодрит и т.п.
Система спортивных соревнований и соревновательная деятельность в спорте
1. Объяснить понятие «соревновательная деятельность», классификация соревнований
Спортивные соревнования - составная часть системы подготовки спортсменов в игровых видах; с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой - являются эффективным средством специальной соревновательной подготовки.
Соревновательная деятельность - совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований. По своему содержанию эта деятельность складывается из индивидуальных действий и взаимодействий партнеров по команде и противодействий индивидуальным и коллективным действиям игроков соперника.
Структура соревновательной деятельности - набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполняют спортсмены обеих команд в специфических условиях противоборства. Компоненты структуры органически связаны между собой, образуя целостное единство соревновательной деятельности двух противоборствующих команд [2].
По характеру соревнования подразделяются на личные, командные и лично-командные. Личные соревнования определяют победителей и призеров в личном первенстве, а также занимаемые места всеми остальными участниками. Командные соревнования определяют только победителей в командной борьбе, не выявляя личного первенства, также определяют занимаемые места всеми остальными командами. Лично-командные соревнования соединяют два предыдущих, определяя и личное, и командное первенство.
По значению соревнования могут быть кубковые, первен¬ства, чемпионаты. Кубковые соревнования определяют победителя и награждают его переходящим кубком, проводятся ежегодно или через год. Первенства проводятся ежегодно для определения пер¬вого места и последующих мест. Чемпионаты определяют не только победителя, но и присуждают звание чемпиона, проводятся еже¬годно или через год. Чемпионом в каком-либо виде спорта можно стать только на чемпионате соответствующих соревнований.
Четыре уровня рангов соревнований: высший, первый, второй и третий.
Высший уровень - соревнования мирового и континентального масштаба, это - Олимпийские игры, чемпионаты и Кубки мира и континента, первенства континентов.
Первый уровень - соревнования государственного масштаба - соревнования, проводимые Федерацией легкой атлетики страны, чемпионаты и финалы Кубков республик, входящих в состав РФ, городов Москвы и С-Петербурга, ведомств республиканского мас¬штаба, международные матчевые встречи.
Второй уровень - соревнования, проводимые федерациями республик, входящих в РФ, краев, областей, их центров, городов Москвы и С-Петербурга и их ведомствами.
Третий уровень - соревнования, проводимые федерациями го¬родов, районов, советами спортивных клубов и коллективами физической культуры.
Соревнования бывают следующих видов:
основные - соревнования по видам легкой атлетики, где про-исходит распределение мест;
квалификационные - соревнования по видам легкой атлетики проводятся с целью отбора на основные соревнования;
классификационные - соревнования проводятся обычно в конце сезона, с целью определения спортивного уровня спортсменов;
разрядные - соревнования спортсменов определенных разрядов, где младшие разряды могут участвовать, а высшие разряды не участвуют;
с «уравниванием» - цель соревнований - уравнять силы спорт-сменов или команд, давая фору слабейшим командам (по возрас¬ту, разрядности и т.д.), проводятся обычно в средних школах для поднятия интереса к спорту и развития здорового спортивного азарта;
отборочные (контрольные) - соревнования проводятся с целью отбора спортсменов в состав сборной команды или для контроля за уровнем их подготовленности;
заочные - соревнования проводятся одновременно в разных городах, после чего определяются места по количеству набран¬ных очков;
открытые - соревнования проводятся для всех желающих, не-обходим только допуск от врача;
отдельные или видовые - соревнования проводятся по одному виду или группе однородных видов легкоатлетического спорта «День бегуна», «День прыгуна», «День марафона» и т. д.); матчевые встречи - соревнования проводятся между команда¬ми для определения сильнейшей.