Фрагмент для ознакомления
2
1 Особенности спроса и предложения экономических ресурсов
Важная категория рынка, показатель рыночной конъюнктуры – это спроса покупателя.
Через объем спроса мы можем видеть соотношение потребности как нужды, которая приняли определенную форму, которая определяется уровнем культуры, личностью потребителя и потребления как фактически удовлетворенной потребности.
Если рассматривать потребительский спрос как категорию экономики, то он представляет собой потребность, которая обеспечена средствами в качестве денег, которая представлена на рынке .
Если же рассматривать спрос как предмет деятельности коммерции, то он представляет собой объем товаров, который покупатель хочет и может купить по удовлетворяющей его цене в течение конкретного временного промежутка.
Главными компонентами спроса являются наличие конкретных потребностей в товарах или услугах и обеспеченность этих потребностей денежными средствами. Базовыми факторами, которые бы способствовали тому, чтобы спрос удовлетворялся, являются приемлемые для клиентов цены и соответствующее спросу по объему и структуре предложение товаров.
Совокупный и индивидуальный спрос
Теперь рассмотрим понятия совокупного и индивидуального спроса.
На спрос покупателя влияет огромное количество факторов, которые может типизировать на 6 групп:
1) Экономические (денежные доходы населения, распределение денежных доходов между конкретными группами населения; ценовой уровень на конкретные виды товаров; объем и структура производства; объем импорта; объем и особенности нетоварного поступления товаров; структура денежных доходов; возможность получения займа; соотношение потребления в товарном и нетоварном виде; качество обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, услугами платного и бесплатного характера; особенности состояния транспортных и других связей; особенности структуры торговой сети и пр.);
2) Социально-демографические (структура общества, численность и состав населения в плане возраста и пола; структура семей; качество и уровень образования и развития в сфере культуры; особенности распределения благ между членами социума; традиции в плане истории конкретной страны; мода, особенности проживания, плотность населения и пр);
3) Технологические (на сегодня являются важными - прогрессивные системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, применение новых информационных систем и пр.);
4) Психологические (специфика организма человека, его реакция на внешнюю среду, религию, рекламу, отношение к имиджу и пр.);
5) Природно-климатические (влияние географического положения, специфика времени года, климата, температуры воздуха и пр.);
6) Прочие (правовые факторы, особенности культуры и истории, политики и пр.).
Следует заметить, что спрос создается при воздействии нескольких факторов одновременно.
Типизируют факторы на количественно измеримые (экономические, к примеру) и те, степень влияния которых не оценивается и не может оцениться (психологические, к примеру).
Виды потребительского спроса
На рисунке 1 мы показали виды факторов, влияющих на спрос, по характеру их влияния.
На рисунке 2 мы показали виды спроса по времени его предъявления.
На рисунке 3 мы показали виды спроса по объему.
На рисунке 4 мы показали виды спроса по степени зрелости.
На рисунке 5 мы показали виды спроса по сроку реализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Вечканов, Г. С. Макроэкономика: моногр. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - М.: Питер, 2017. - 288 c
2) Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, Форум, 2015. - 160 c.
3) Журавлева Г.П. Экономическая теория : макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций [Текст]: учебник для вузов / Журавлева, Г.П. – Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 919 с.
4) Климов, С. М. Макроэкономика / С.М. Климов, А.П. Селин, Т.А. Федорова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. - 360 c.
5) Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. - М.: ГУ ВШЭ; Издание 2-е, испр., 2016. - 512 c.
6) Никифоров, А. А. Макроэкономика / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: Дело и сервис, 2014. - 624 c.
7) Трунин, С. Н. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 312 c.