Фрагмент для ознакомления
2
Иконоборчество.Причины его возникновения.
Икона в переводе с греческого означает «изображение» или «живопись», и в средневековье это означало религиозное изображение на деревянной панели, используемой для молитвы и поклонения. В частности, иконы стали олицетворением искусства Православной христианской церкви.
Иконоборчество означает разрушение образов или враждебность к визуальным представлениям в целом. Говоря более конкретно, это слово используется для обозначения иконоборческой борьбы, сотрясавшей Византийскую империю более 100 лет.
Открытая враждебность к религиозным представлениям началась в 726 году, когда император Лев III публично выступил против икон; это привело к их удалению из церквей и их разрушению. В прошлом было много богословских споров по поводу визуальных представлений, их богословских оснований и легитимности. Однако ничто из этого не вызвало огромных социальных, политических и культурных потрясений, вызванных иконоборческими противоречиями.
Некоторые историки считают, что, запрещая иконы, император стремился объединить мусульманское и еврейское население. И мусульмане, и евреи воспринимали христианские изображения (которые существовали с самых ранних времен христианства) как идолов и прямо противоречили ветхозаветному запрету на визуальные представления
Другая теория предполагает, что запрет был попыткой ограничить рост богатства и могущества монастырей. Они изготовили иконы и были главной мишенью ожесточенных иконоборческих споров. Другие ученые предлагают менее политический мотив, предполагая, что запрет был в первую очередь религиозным, попыткой исправить своенравную практику поклонения изображениям.
Поводом для запрета Льва III могло быть даже огромное извержение вулкана в 726 году в Эгейском море, истолкованное как знак гнева Бога по поводу почитания икон. На это сложное событие нет однозначного ответа. Что мы действительно знаем, так это то, что запрет фактически вызвал гражданскую войну, которая потрясла политическую, социальную и религиозную сферы империи. Конфликт столкнул императора и некоторых высших церковных чиновников (патриархов, епископов), поддерживающих иконоборчество, против других епископов, низшего духовенства, мирян и монахов, защищавших иконы.
Первоначальная богословская основа иконоборчества была довольно слабой. Аргументы основывались в основном на ветхозаветном запрете (цитированном выше). Но было ясно, что этот запрет не был абсолютным, так как Бог также учит, как делать трехмерные изображения херувимов (небесных духов или ангелов) для Ковчега Завета, который также цитируется в Ветхом Завете, всего в нескольких главах. после отрывка, запрещающего изображения (Исход 25: 18–20).
Император Константин V дал более тонкое богословское обоснование иконоборчества. Он утверждал, что каждое визуальное изображение Христа обязательно заканчивается ересью, поскольку Христос, согласно общепринятым христианским догмам, одновременно является Богом и человеком, соединенными без разделения, и любое визуальное изображение Христа либо разделяет эти природу, представляя только человеческую природу Христа, либо их смущает.
Контраргумент иконофилов (про-икон) наиболее убедительно сформулирован св. Иоанном Дамаскинским и св. Феодором Студитом. Они утверждали, что аргументы иконоборцев просто запутались. Образы Христа изображают не божественную или человеческую природу, а конкретную личность - Иисуса Христа, воплощенного Сына Божьего. Они утверждали, что во Христе раскрывается смысл ветхозаветного запрета: Бог запретил любое изображение Бога (или все, чему можно поклоняться как богу), потому что невозможно изобразить невидимого Бога. Таким образом, любое такое изображение было бы идолом, по сути, ложным изображением или ложным богом. Но в личности Христа Бог стал видимым, как конкретное человеческое существо, поэтому изображение Христа необходимо как доказательство того, что Бог действительно, а не по-видимому, стал человеком.
Первый этап иконоборчества закончился в 787 году, когда в Никее собрался Седьмой Вселенский (вселенский) собор епископов. Этот собор подтвердил точку зрения иконофилов, приказав всем правоверным (ортодоксальным) христианам уважать святые иконы, запретив при этом их поклонение как идолопоклонство. Император Лев V инициировал второй период иконоборчества в 814 году, но в 843 году императрица Феодора провозгласила восстановление икон и подтвердила решения Седьмого Вселенского собора. Это событие до сих пор отмечается в Православной церкви как праздник Православия.
Большинство сохранившихся источников, касающихся византийского иконоборчества, были написаны победителями или иконоборцами (людьми, поклоняющимися религиозным изображениям), поэтому получить точное описание событий сложно. Однако византийское иконоборчество относится к двум периодам в истории Византийской империи, когда религиозные и имперские власти выступали против использования религиозных изображений или икон. «Первое иконоборчество», как его иногда называют, длилось примерно между 730 г. и 787 г. н.э., во времена Исаврийской династии. «Второй иконоборчество» произошло между 814 и 842 годами нашей эры. Движение было вызвано изменениями в православном богослужении, которые сами были вызваны крупными социальными и политическими потрясениями Византийской империи седьмого века.
Традиционные объяснения византийского иконоборчества иногда сосредотачивались на важности исламских запретов на изображения, влияющие на византийскую мысль. Согласно Арнольду Дж. Тойнби, например, престиж исламских военных успехов в VII и VIII веках побудил византийских христиан занять исламскую позицию, отвергающую и разрушающую идолопоклоннические образы. Утверждается также роль женщин и монахов в поддержке почитания изображений. Были выдвинуты социальные и классовые аргументы, такие как утверждение, что иконоборчество привело к политическому и экономическому разделению в византийском обществе и что его в целом поддерживали восточные, бедные, негреческие народы империи, которым приходилось постоянно сталкиваться с проблемами. с арабскими набегами. С другой стороны, более богатые греки Константинополя, а также народы балканских и итальянских провинций решительно выступали против иконоборчества. В последние десятилетия в Греции иконоборчество стало излюбленной темой прогрессивных и марксистских историков и социологов, которые считают его формой средневековой классовой борьбы и черпают из нее вдохновение. Переоценка письменных и материальных свидетельств, относящихся к периоду византийского иконоборчества, учеными, в том числе Джоном Халдоном и Лесли Брубакером, поставила под сомнение многие основные предположения и фактические утверждения традиционной версии.
Седьмой век был периодом серьезного кризиса для Византийской империи, и верующие начали все больше полагаться на поддержку Бога. В православном богослужении росло использование изображений святых, и эти изображения все чаще стали рассматриваться как точки доступа к божественному. Лев III истолковал свои многочисленные военные неудачи как осуждение империи Богом и решил, что их судят за поклонение религиозным изображениям.
Император Лев III, основатель династии Исавров, и иконоборцы восточной церкви запретили религиозные изображения примерно в 730 году нашей эры, утверждая, что поклонение им является ересью; этот запрет продолжался и при его преемниках. Он сопровождал запрет повсеместным уничтожением религиозных образов и преследованием людей, которые им поклонялись.
Западная церковь продолжала твердо поддерживать использование изображений на протяжении всего периода, и весь этот эпизод расширил растущее расхождение между восточными и западными традициями в том, что все еще было единой церковью, а также способствовал уменьшению или устранению византийского политического контроля. над частями Италии.
Лев умер в 741 году нашей эры, а его сын и наследник Константин V придерживался своих взглядов до конца своего правления в 775 году нашей эры. В 754 году Константин созвал первый Вселенский собор, посвященный религиозным образам, собор Иерии; Присутствовали 340 епископов. От имени церкви совет поддержал позицию иконоборца и объявил поклонение изображениям богохульством. Иоанн Дамаскин, сирийский монах, живший за пределами византийской территории, в своих богословских трудах стал главным противником иконоборчества.
Краткое Возвращение Поклонения Иконам
После смерти сына Константина, Льва IV (правившего с 775 по 780 гг. Н. Э.), Его жена Ирина взяла власть регентом своего сына Константина VI (правившего с 780 по 97 г. н.э.). После смерти Льва IV Ирина созвала еще один Вселенский собор, Второй Никейский собор в 787 г. н.э., который отменил постановления предыдущего иконоборческого собора и восстановил поклонение изображениям, что ознаменовало конец Первого иконоборчества. Возможно, это была попытка смягчить напряженные отношения между Константинополем и Римом.
Второй Иконоборчество (814 Г. - 842 Г. Н.Э.)
Император Лев V Армянский установил второй период иконоборчества в 814 г. н.э., возможно, опять-таки мотивированный военными неудачами, которые рассматривались как показатель божественного недовольства. Византийцы потерпели ряд унизительных поражений от болгарского хана Крума. Он был официально оформлен в 815 г. на собрании духовенства в Святой Софии. Но всего несколько десятилетий спустя, в 842 г. н.э., регент Феодора снова восстановила иконопочитание.
Очень мало нетронутых божественных статуй было найдено с древнего Ближнего Востока. Ученые пытались объяснить этот факт разграблением драгоценных материалов или разложением скоропортящихся веществ. Но на самом деле все обнаруженные каменные статуи богов были повреждены умышленно. Я считаю, что отсутствие среди археологических находок культовых статуй