Фрагмент для ознакомления
2
Задание первое
Выпишите из словаря и уясните смысл следующих понятий/
Ответ:
Бытие – это философская категория, которая обозначает реальность в ее объективном и целостном существовании [7, c. 13].
Онтология – 1) это учение о сущем; учение о бытии как таковом; 2) это раздел философии, который изучает фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, а также структуру и закономерности [7, c. 278].
Субстанция – это первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей [5, c. 612].
Субстрат – 1) это общая материальная основа явлений; 2) это совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы либо процесса [5, c. 515].
Качество – это то, что характеризует природу вещи, ее принадлежность к определенному классу предметов [5, c. 388].
Количество – это философская категория, которая выражает величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов [6, c. 399[.
Мера – это единство качественных и количественных сторон предмета (то есть качество и количество). Мера выступает в первую очередь как характеристика отдельного предмета, выделенного из системы отношений с другими предметами [[5, c. 403].
Метафизика – это раздел философии, который занимается исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового [7, c. 265].
Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид либо социальная группа), источник активности, направленной на объект [7, c. 354].
Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая, а также познавательная деятельность [7, c. 409].
Эссенциальность – это термин, которым К. Поппер обозначил отдельное направление в философии науки. Это направление было сформировано позицией о том, что конечная цель науки заключается в познании «сущностей», которые лежат в основе наблюдаемых явлений. То есть это существенное именно то, что относится к сущности вещи. Противоположность ей – акциденциальность [7, c. 894].
Экзистенциальность – это философия, которая во главу угла ставит уникальность человека [7, c. 873].
Интенция – это направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. В отличие от желания, интенция понимается в качестве задуманного плана действий [7, c. 197].
Релятивизм – это методологический принцип анализа и интерпретации познания, мировоззренческих систем, культуры, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций. Из данного подхода вытекает отрицание каких-либо субстанциальных (сущностных) моментов, сторон в вещах, научных теориях, моральных нормах и т.д. [7, c. 521].
Задание второе
«Становление философского учение о Бытии – онтологии».
Когда и где возникает онтологическая проблематика, формирующая знания человека о мире? (укажите исторические периоды развития данного учения о Бытии).
а) Становление внутренней логики формирования онтологической проблематики (Парменид).
б) Бытие как трансцендирование (Платон).
в) Бытие как становление.
г) Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.
Ответ:
а) Становление внутренней логики формирования онтологической проблематики (Парменид).
Парменид Элейский (540-470 гг. до н. э.). Античность.
Один из создателей философии и основоположник онтологии – Парменид Элейский (540-470 гг. до н. э.) считал, что истинное знание дает человеку исключительно разум, а чувства способны послужить основой только противоречивых и недостоверных мнений, и стремился нарисовать картину умопостигаемого мира. Парменид при этом исходил из основной для него мысли, в соответствии с которой «только сущее есть, не-сущего же нет, и оно немыслимо». Согласно с данным тезисом, сущее не может ни возникнуть, ни исчезнуть, так как оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни превратиться в не-сущее. Поэтому, сущее никогда не было (в прошлом) и никогда не будет (в будущем). Оно всегда есть (в настоящем). Оно абсолютно неподвижно, неизменно и неделимо [4, c. 65].
б) Бытие как трансцендирование (Платон).
Платон (427-347 гг до н.э.). Античность.
Вместе с материалистическим развивалось также и идеалистическое направление античной философии. Оно представлено было многими философами, в числе которых выделялся Платон. Платон бытие рассматривал в качестве существования бестелесных идей, то есть идеалистически. Платон (427-347 гг до н.э.) учил о существовании двух миров – это мира идей и мира вещей. Мир идей содержит общие понятия, при том, как мир вещей – это слабое отражение мира идей, то есть общих понятий. Подлинное бытие по Платону – это мир идей. Данный мир неизменен, вечен, абсолютен. Окружающий человека мир вещей и сам человек изменяются постоянно, никогда не равны себе, находятся в вечном процессе становления. Это неподлинное, отраженное бытие, временное, а также смертное. Платон считал, бессмертная душа человека связывает его с миром идей как с миром чистых сущностей, которые он постигает своим умом, то есть мыслит о них [4, c/ 76]. Благодаря душе человека осуществляется его переход в духовное измерение и, значит, к подлинному существованию.
в) Бытие как становление.
Гегель (немецкая классическая философия), Ж. Делез.
Считалось, что возможности и время есть условие становления или развития. Именно континуальность развития требует его отнесения в сферу
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анишкин, В.Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении / В.Г. Анишкин, Л.В. Шманева. – Ростов н / Д.: Феникс, 2007. – 333 с.
2. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута.- М.: Мысль, 1995. - 590 с.
3. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2015. – 685 с.
4. Коробкова, Ю.Е. Философия: Конспект лекций / Ю.Е. Коробкова. – М.: МИЭМП, 2015. – 118 с.
5. Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А. – Минск : Изд. В. М. Скакун, 1999. – 877 с.
6. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. - М. : Гардарики, 2012. - 735 с.
7. Философский словарь / под. ред. М.М. Розенталя. – М.: Политздат, 1985. – 496 c.