Фрагмент для ознакомления
2
Тесты для проверки текущих, промежуточных и итоговых знаний студентов
1. Определите, какие из перечисленных ниже племен не являлись славянскими?
В) эсты, ливы, готы.
2. Каковы были основные занятия восточных славян?
А) земледелие, домашнее скотоводство;
3. Какая из 3-х предлагаемых Вам точек зрения объективно объясняет появление в IX – X веках Древнерусского государства?
В) Древнерусское государство не являлось подлинно государством, так как оно выполняло лишь функцию контроля над торговыми путями.
4. Какие народности сформировались на базе Древнерусского государства с центром в Киеве?
А) русская, украинская, белорусская;
5. В чем был главный социально-политический смысл реформ 946 г. об «уроках» и «погостах» проведенной княгиней Ольгой?
Б) реформа стала средством признания всеми славянскими племенами политического лидерства Киева.
6. Что было определяющим фактором, возвысившим князя Киевского над другими славянскими князьями и позволившим ему именоваться Великим князем Киевским?
В) Киевский князь владел финансовыми потоками и получал от контроля за торговыми путями, проходившими через Киевское княжество, прибыль и сам торговал;
7. Какой смысл заключается в определении «Древнерусское государство IX – XIII вв. – раннефеодальное государство»?
Г) это этап в развитии феодального общества, когда его основные признаки находятся в начальной стадии формирования.
8. К какому году традиционно относят крещение Руси?
Б) 988;
9. Какая из перечисленных ниже предпосылок введения христианства на Руси, как государственной религии, названа ошибочно?
Г) стремление к укреплению единства славян на основе единоверия.
10. Какое из перечисленных ниже последствий принятия христианства на Руси названо ошибочно?
Б) славянство опустилось на более низкую ступень социально-политического развития;
11. Какие из перечисленных ниже представителей древнерусского общества относились к классу феодалов?
Г) племенные князья.
12. Что означает понятие «феодальная раздробленность»?
А) распад Древнерусского государства на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами;
13. Как этап феодальной раздробленности отразился на историческом развитии Древнерусского государства?
А) феодальная раздробленность ослабила русские земли, что облегчило монголам их завоевание;
14. В чем состояло отличие политического строя Великого Новгорода от других русских княжеств?
Б) Великий Новгород ничем не отличался от других русских княжеств;
15. Определите значение победы русских войск под предводительством Дмитрия Донского на Куликовом поле.
А) Золотая Орда была полностью разбита;
16. Каковы главные последствия монголо-татарского нашествия и монголо-татарского ига для Руси?
В) экономическое, культурное и демографическое развитие Руси замедлилось;
17. Как можно оценить значение побед Александра Невского над рыцарями – крестоносцами в 1240 и 1242 гг.?
Б) русские земли отстояли свою независимость и право на развитие своей культуры и исторических традиций.
18. Что позволило Москве стать политическим центром объединения русских земель?
В) развитие Москвы как политико-экономического и культурно-религиозного центра великорусской народности.
19. Что означает понятие «становление Русского централизованного государства»?
Б) обретение независимости русских земель и их движение к государственному единству и созданию единой организации управления.
20. Какие особенности присущи процессу становления централизованного государства в России?
Б) политическая централизация опережала преодоление экономической разобщенности русских земель;
Д) процесс централизации в русских землях развивался в условиях укрепления буржуазных отношений.
21. Имела ли место взаимозависимость развития феодально-вотчинной системы общественных отношений и начало оформления в России государственной системы крепостного права?
А) да;
22. Какой государственный акт положил начало оформлению государственной системы крепостного права в России?
А) Судебник Ивана III (1497г.);
23. Когда Россия свергла монголо-татарское иго и обрела национальную независимость?
Б) после «великого стояния» на р. Угре (1480г.).
24. Когда титул царя сменил титул великого князя и кто стал первым царем?
Б) Иван IV, 1547 г
25. Чем являлась «Избранная рада» в конце 40-50 гг. XVI в.?
А) круг приближенных Ивана IV, бывший неофициальным правительством;
26. Чем являлись Земские соборы, существовавшие в России с середины XVI – XVII вв.?
А) это властные структуры этапа сословно-представительной монархии;
27. В чем заключались реформы системы государственного управления середины XVI в.?
А) отмена системы кормления и ограничение системы местничества с целью повышения качества управления;
28. В чем заключалась главная цель перехода Ивана IV от политики реформ к опричнине?
А) укрепление личной монаршей власти, ликвидация феодальной раздробленности путем репрессий;
29. Назовите какие новые земли вошли в состав России в XVI в., закрепив за нею характер многонационального государства?
А) Кавказ;
В) Западная Сибирь;
30. Как именовалась первая великокняжеская царская династия в России?
В) Рюриковичи.
31. Что означает термин «Смутное время»?
В) период междуцарствия, нестабильности власти, анархии;
32. Можно ли считать избрание на царствование Бориса Годунова, Василия Шуйского, «семибоярщину» как альтернативные варианты развития в истории Российского государства?
А) да;
33. Как можно определить восстание 1606-1607 гг. под руководством И.И. Болотникова ?
В) антифеодальная борьба против политики закрепощения крестьян и властных устремлений боярства.
34. Кто стал инициатором сооружения памятника князю М.Пожарскому и гражданину К.Минину в Москве в 1818 г.?
Б) благотворительные общества;
35. По каким признакам можно определить, что во второй половине XVII в. в России наметился переход от сословно-представительной к абсолютной монархии?
А) прекращение созыва Земских соборов и закрепление в Соборном Уложении 1649 г. особого статуса царя;
Б) видоизменяется приказная система как система управления;
В) создается регулярная армия, усиливается ее роль в жизни государства;
36. Кто из российских государей первым был наделен титулом императора и в каком году?
А) Петр I, 1721 г.;
37. Определите основные тенденции развития Российской империи в XVIII веке?
А) усиление крепостничества;
В) бурное развитие капитализма на базе свободного капитала и рынка свободной рабочей силы;
Д) укрепление абсолютизма.
38. Какие важнейшие реформы провел Петр I?
А) создание флота и регулярной армии;
Б) создание коллегиальной системы управления, реформирование центральных и местных органов управления, принятие «Табеля о рангах»;
В) разработка новых принципов налоговой политики и денежной системы;
Д) активизировал развитие мануфактурного производства и торговли в России.
39. Какие основные задачи решал Петр I во внешней политике?
Б) закрепление за Россией выхода к Балтийскому морю и укрепление позиций России на европейских рынках;
40. Назовите союзников России в Северной войне 1700-1721 годов?
Б) Польша;
В) Дания;
Г) Пруссия;
41. Как должна была передаваться власть монарха по Указу Петра I о престолонаследии в 1722г.?
А) от отца к старшему сыну;
42. Какой из перечисленных ниже музеев был основан Петром I: он стал первым российским музеем?
Б) Кунсткамера;
43. Указ Петра Великого 1714 г. о единонаследии…
А) консолидировал феодальное сословие в России и укреплял социальную опору абсолютной монархии;
44. Какой период в истории России XVIII века получил название «эпохи дворцовых переворотов»?
Г) период от смерти Петра I до воцарения Екатерины II (1762 г.).
45. Положения и права какого русского сословия укреплялись и расширялись (за некоторыми исключениями) весь XVIII век?
Б) купечества;
46. Какой законодательный акт окончательно закрепил создание в России государственной системы крепостного права?
В) Введение «урочных лет»;
47. Абсолютизм в России при Екатерине II принял форму «просвещенного абсолютизма». Поясните, что Вы понимаете под термином «просвещенный абсолютизм».
А) политика смягчения цензуры и веротерпимости;
Б) это особая форма монархической власти, пытавшейся приспособить передовые для XVIII в. идеи философов-просветителей о равенстве и свободе человека к условиям феодального общества;
Г) это политика реформ в области культуры и просвещения.
48. В чем заключались успехи внешней политики России в годы правления Екатерины II ?
А) утверждение России на Черном море;
Б) присоединение к России части Западно-Украинских земель, Белоруссии и Литвы;
Г) завоевание Россией господства на морях и океанах.
49. Как можно охарактеризовать внешнюю политику России второй половины XVIII в.?
В) противоречивая.
50. В годы правления, какого из российских монархов дворянство укрепило свое господство и превратилось в привилегированное сословие?
Д) при Екатерине II.
51. Назовите российских полководцев XVIII в., прославивших своим талантом российскую военную науку.
Б) Г.А. Потемкин;
Г) А.В. Суворов.
52. Кто из перечисленных исторических лиц был современником Екатерины II?
В) А.Н. Радищев;
53. Что заставило власть начать решение проблемы крепостного права в России в начале XIX вв.?
Б) мощный рост крестьянских волнений и выступлений;
54. Повлиял ли на решительное изменение положения крестьян Указ Александра I от 1803 г. «О вольных хлебопашцах»?
А) да;
55. Что предполагал проект реформирования государства, предлагавшийся М.М. Сперанским?
А) ликвидация самодержавия и создание демократической республики;
Е) ликвидация сословности в стране.