Фрагмент для ознакомления
2
Контрольная работа по основам теории литературы
1. Дайте определения следующим понятиям, приведите примеры из художественной литературы.
Гипе́рбола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
Пример: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».
Мета́фора (др.-греч. μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Пример: Горит восток зарею новой… (А.С. Пушкин)
Метони́мия — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом.
Пример: «Все флаги в гости будут к нам» – под словом «флаги», А. С. Пушкин, здесь подразумевается «страны».
Оксю́морон — стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество.
Пример:
Страдать! Страдают все, страдает тёмный зверь;
Без упованья, без сознанья,
Но перед ним туда навек закрыта дверь,
Где радость теплится страданья. (А.А. Фет)
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Пример:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума. (С. Есенин)
Ассонанс — это прием поэтической речи, который создается повтором отдельных гласных звуков, а также неточная рифма, основанная на совпадении ударных слогов.
Пример:
Здесь вам не равнина, здесь климат иной —
Идут лавины, одна за одно́й,
И здесь за камнепадом ревет камнепад…(В. С. Высоцкий)
2. Поработайте со словом «сапог».
а) Подберите два эпитета
Сапоги осенние, сапоги скороходы.
б) Введите это слово в сравнение (двумя разными способами).
Два сапога – пара.
Сапоги каши просят.
в) Введите это слово в метафору.
Сапог оккупанта, хозяйский сапог.
г) Введите это слово в олицетворение.
Сапоги скороходы,
д) Введите это слово в метонимию.
Сапоги быстио оказались на другой стороне дороги.
Сапоги мелькали в толпе.
3. Найдите средства создания образности/художественные приемы в приведенных ниже текстах.
1) Беспокойная ласковость взгляда,
И поддельная краска ланит,
И убогая роскошь наряда –
Все не в пользу ее говорит.
(Н. Некрасов).
В данном стихотворении Н. Некрасов использует художественный прием оксюморон.
2) Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла.
(А. Пушкин).
В поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкин использует такие художественные приемы как повторы и противопоставления.
3)Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
(В. Маяковский).
В. Маяковский в своем стихотворение использует метафору, а так же приемы ораторской речи.
4)Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
(М. Цветаева).
В стихотворении М. Цветаева использует эпитеты и метафоры.
5) И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек.
(С. Есенин).
С. Есенин в данных строках использует метафору.
6) Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?
Или то женская любовь?
(Ф. Тютчев).
4. Дайте анализ стихотворения в единстве содержания и формы (какие художественные средства в нем есть; какой образ в результате создается; в чем смысл этого стихотворения, какая идея (или идеи) в нем заложена?..).
Анализ стихотворения Город С. Есенина.
В «Городе» Сергея Есенина – пугающая картина духовного разложения, одиночества и суеты, губительных для человека с живой душой.
Стихотворение написано в 1915 году. Поэт едет в литературную столицу – Петроград, заводит знакомства среди уже состоявшихся коллег по перу, начинает публиковаться в журналах. Впрочем, в материальном плане поэт бедствует. По жанру – городская зарисовка, крестьянский взгляд на урбанистическую цивилизацию, деления на строфы нет, рифмовка перекрестная. Стих построен на противопоставлении. Город – будто лабиринт с чудовищем, «каменная пещера». Здесь нельзя зазеваться, и верить никому нельзя. «Как искушаемый монах»: чужой, изгой, сбившийся с пути. Родной край был словно окружен невидимыми стенами, куда яд не проникал. Теперь же лирический герой открыт всем ветрам. «Кишели люди»: не только как «муравьи», но, возможно, и как змеи или мошкара. «Схилясь»: просторечное нестоличное словечко. Поэт видит людей опустошенными, безликими. Петроградский гранит – жесткая колыбель для души. «Коровий рев теней»: