Фрагмент для ознакомления
2
Самооценка – это значимость, ценность, которой индивиду свойственно наделять себя в целом и отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности [14].
Самооценка выступает как сравнительно константное структурное образование, элемент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Ядро самооценки являет собой система личностных смыслов индивидуума, система ценностей, принятая им. Самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный элемент Я-концепции [16, 17, 19].
В своих исследованиях А.З. Зак самооценку рассматривал как средство анализа и осмысления личностью своих методов решения задач, на которых базируется внутренний план действий, обобщенная схема деятельности личности [6, с. 106].
Т. Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [18, с. 220].
В настоящее время существует довольно большое количество работ, которые имеют отношение к изучению и исследованию понятия «самооценка». С середины 1990-х годов данный термин широко стал применяться не только в научных кругах, но и за его пределами. Разнообразные психологические проблемы, интимные и межличностные отношения, не успешность в построении карьеры, общение и многие другие сферы стали ассоциироваться с низкой самооценкой. На современном этапе пик восприятия высокой самооценки как средства от всех неудач, похоже, миновал. Психология накопила достаточно результатов исследований, которые предостерегают от подобного отношения к явлению самооценки, дающих веские плоды негативного воздействия неадекватно завышенной самооценки на жизнедеятельность и психологическое благополучие ее обладателей и их ближайшего окружения. Проблематика процесса самооценки и результата данного процесса – собственно самооценки - такова, что нам приходиться сталкиваться с неоднозначным психологическим феноменом, который скрывает одновременно большой потенциал для коррекции психологического дистресса личности, и не малое число ловушек в изучении данного феномена и его применения на практике. Обстоятельства осложняются существующей разнородностью, путаницей концептуализации этого понятия, большим многообразием взглядов на возможные виды, типы и уровни самооценки (высокая/низкая, общая/частная, стабильная/переменная, адекватная/неадекватная, явная/неявная, оптимальная/хрупкая, независимая/зависимая и др.)
Существующие отличия в дефиниции самооценки связаны, прежде всего, с ее двойственной природой, которая включает процессуально-динамический (развитие, формирование, функционирование самооценки, изучение ее механизмов и мотивов) и структурно-итоговый (самооценка как личностное образование, которое определяет познание индивидом самого себя) аспект [11, с. 65].
На сегодня нет единого понимания структурной организации самооценки. По мнению многочисленных ученых, самооценка – это структурно непростая система, которая состоит из эмоциональной и когнитивной составляющих, которые функционально образуют неразрывное единство. Такая структурная модель, тем не менее, не способна раскрыть уникальность феномена самоуважения и не демонстрирует его отличительные особенности. Данные структурные составляющие характерны, например, для таких понятий, как Я-концепция и самоотношения [8, с.114].
О.Н. Молчанова в своих исследованиях отмечает, что существенной составляющей самооценки является оценочный компонент, определяющийся массой разнообразных критериев [11, с. 72].
Именно оценка собственных качеств индивида (процесс самооценки), которые включены в структуру его самости, является не только сущностью процессуально-динамической стороны самооценки, но и раскрывает особенности ее структурной организации. Такой подход к дефиниции самооценки встречается и у зарубежных авторов. Например, С. Куперсмит выделяет в структуре самооценки два компонента: оценочный и аффективный (самооценочный и аффективно-чувственный компоненты).
По мнению большинства ученых, необходимо учитывать именно ту область, в которой индивид оценивает себя. У. Джеймс первым обратил внимание на обязательность проведение исследования самооценки в контексте личностных ценностей и важных областей, на которых зиждутся взгляды о самооценке. Увлекательными считаются взгляды К. Мрука, указывающего на то, что существенным условием для осмысления самооценки является ее взаимосвязь с ценностями, а также отношение мотивации к поведению.
Розенберг определяет личностные ценности как определенное понятие желательных критериев, на базе которых осуществляется самооценка и самоосуждение. Немаловажные изменения самооценки возможны в соответствии с данной логикой в случае флуктуаций в структуре ценностных ориентаций. Одной из причин таких колебаний может быть конфликт ценностей. Например, столкновение ценности личной независимости и чувства защищенности/ защищенности (последнее поощряется установлением близких отношений и зависимостью от них). В контексте самооценки К. Мрук называет конфликты между важными ценностными сферами личности темами самооценки. В описываемой ситуации тема самооценки раскрывается при анализе конфликта ценностей: «я высоко оцениваю себя в сфере личных отношений, в которых мне комфортно и безопасно», но – «я низко оцениваю себя как самостоятельную личность, потому что чувствую себя слишком вовлеченным в близкие отношения», или наоборот. В этом случае возникает некий замкнутый круг неизбежных колебаний в системе частной самооценки, образующих одну из тем человеческой самооценки [5, 7, 8, 11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернс, Р.Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы личности. / Р.Я. Бернс- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003 г. – 656 с.
2. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии, 2006. - №2. - с. 116-125. (3,с. 117)
3. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина //Учебное пособие - М.: Инс-т Психологии РАН РФ, 2000. - с.184 – ISBN 5-93692-025-9
4. Бороздина, Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых: [микроформа]: [Монография] / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. - М.: РГБ, 2004. – 203 с. - ISBN 5-901815-05-X
5. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «Я», о счастье. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: Издательство ЛКИ, 2016. - 202 c.
6. Зак, А.З. Диагностика основных компонентов творческого мышления / А.З. Зак // Психодиагностика и школа. Тезисы симпозиума. Таллин,1980. - с.106-108
7. Захарова, А.В. Исследование самооценки старшего школьника / А.В. Захарова // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 35-38. (6, с.37, 38)
8. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вестник практической психологии образования, 2012. - № 4 (33). - С. 113-120.
9. Зобков, В.А. Содержательные характеристики отношения человека к деятельности / В.А. Зобков // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития, 2014. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnye-harakteristiki-otnosheniya-cheloveka-k-deyatelnosti (дата обращения: 02.01.2021).
10. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Издательство: Академический проект, 2018 г.- 420 c. - Серия: Gaudeamus - ISBN: 978-5-82912175-4
11. Молчанова, О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Издательство: Наука, 2010. - 392 с.- Серия: Библиотека психолога - ISBN: 978-5-9765-0945-0
12. Мухина, Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю.И. Мухина // Вопросы науки и образования, 2018. - №3 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-forma-proyavleniya-samosoznaniya (дата обращения: 01.01.2021).
13. Просекова, Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых / Е.Н. Просекова // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-samosoznaniya-v-trudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 01.01.2021).
14. Психологический словарь. – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/s.html#Са
15. Сафаев, Н.С. Взаимосвязь самооценки личности с использованием защитных механизмов в подростковом возрасте / Н.С. Сафаев, Е.Г. Алимова // Современное образование (Узбекистан), 2018. - №10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-samootsenki-lichnosti-s-ispolzovaniem-zaschitnyh-mehanizmov-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 02.01.2021).
16. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 575 c.- Серия: Высшее образование - ISBN: 9785222269923
17. Фролов, А.А. Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах / А.А. Фролов // Вестник КРУ МВД России, 2015. - №4 (30). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ya-kontseptsii-v-razlichnyh-teoreticheskih-podhodah (дата обращения: 02.01.2021).
18. Шибутани, Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2003. - 672с.
19. Якунченко, О.А. Исторические предпосылки изучения профессиональной Я-концепции / О.А. Якунченко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2017. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-predposylki-izucheniya-professionalnoy-ya-kontseptsii (дата обращения: 01.01.2021).