Фрагмент для ознакомления
2
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будет чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [6, с. 38].
А. Анастази, Й. Шванцар и другие зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как овладеть умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня школьной программы поведенческими характеристиками» [9, с. 127].
Б.С. Волков и Н.В. Волкова в своих работах под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [6, с. 42].
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — готовность к освоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности — представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. [16, с. 97].
Чешский психолог Й. Шванцар выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относится компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения.
Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того что она – многокомпонентное образование.
Л.И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, существенно влияющие на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [9, с.129].
А.В. Запорожец включает в психологическую готовность к школе: особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий.
Н.Г Салмина в качестве показателей психологической готовности:
1. произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;
2. уровень сформированности знаковой функции;
3. личностные характеристики, включающие особенности общения, развития эмоциональной сферы и др.
Е.Е. Кравцова делает основной упор на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе.
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу [10].
Школьная готовность, по мнению Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, - это мотивационная, личностная готовность, в которую входят: внутренняя позиция школьника, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень зрительно-моторной координации [3, с. 118].
Обобщая данные точки зрения, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность [16, с. 118].
Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, нужно различать готовность к учению – готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения игре, в продуктивных видах деятельности) и готовность предметную, т.е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы [1, с. 35].
Деятельность ребенка в школе принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок (учащийся) принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.
Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)» [16, с.122].
В структуру готовности Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют такие учебно-важные качества:
Личностно мотивационный. Учебно-важные качества определяют то или иное отношение к школе, учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е учиться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьева, Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению / Т.В. Ананьева – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 96 с. (Серия «Кабинет психолога».) - ISBN 978-5-89814-658-0
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология» / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 362, [1] с.: ил. - ISBN 978-5-7567-0274-3 (в пер.)
3. Архипова, И.А. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе / И.А. Архипова – Спб.: Наука, 2008. – 256 с. - ISBN: 978-5-94387-466-6
4. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2001. - [Электронный ресурс]: http://booksee.org/book/1348495
5. Бойко, С.З. Проблемы школьного обучения детей шести лет / С.З. Бойко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2009. - №8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-shkolnogo-obucheniya-detey-shesti-let (дата обращения: 02.01.2021).
6. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – Спб.: Питер, 2009. – 192 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
7. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова - М., 2002 г.- [Электронный ресурс]: http://bookre.org/reader?file=1332798
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - ISBN 5-699-03524-9- [Электронный ресурс]: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9B.%D0%A1.%20%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B5%D1%91%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf
9. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова – М.: Академический проект, 2003. – 256с. – («Gaudemus»).
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога). – URL http://pedlib.ru/Books/1/0204/index.shtml
11. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С. Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 127 c.
12. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие / О.Н. Земцова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Махаон, 2013. - 128 c.
13. Карманова, Ж.А. Проблемы готовности детей к школе: психологический аспект / Ж.А. Карманова, Г.Н. Манашова, А.А. Иванова – Режим доступа: http://rusnauka.com/43_DWS_2015/Pedagogica/2_202565.doc.htm
14. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015.-128 c.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 637 с. – [Электронный ресурс] - URL: http://goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr8/758.php
16. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе). - ISBN: 5-691-00672-X
17. Оконешникова, А.В. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания/ А.В. Оконешникова, Л.С. Чапогир // European research. - 2016. - №1 (12). - [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-i-puti-razvitiya-ih-proizvolnogo-vnimaniya
18. Осипова, А.А. «Диагностика и коррекция внимания» (Программа для детей 5-9 лет)./ А.А. Осипова, Л.И. Малашинская.- Москва, «Сфера», 2014.- 104с.
19. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2012. - 237 с.
20. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 c.
21. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко-М.: Гардарики, 2005.-349 с.- ISBN 5-8297-0176-6 - [Электронный ресурс] http://intellect- invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Shapovalenko_Vozrast_psihol_2005.pdf