Фрагмент для ознакомления
2
эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность и заботу, когда он слушает индивида и фасилитирует его рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению.
Важная особенность человекоцентрированного подхода - глобальное доверие человеку, тогда как для западной цивилизации в целом и для большинства ее социальных институтов.
Основные положения человекоцентрированного подхода состоят в том, что, во-первых внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна и, во-вторых, эта природа начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с другим человеком (или другими людьми) существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления.
Человекоцентрированный подход рассматривает человека совершенно иначе, постулирует существующую в каждом человеке актуализирующую тенденцию - тенденцию расти, развиваться, реализовывать весь свой потенциал. Тем самым данный подход доверяет конструктивному и направленному движению человека в направлении ко все более полному развитию и стремится высвободить это движение.
Центральную гипотезу данного подхода можно кратко сформулировать следующим образом: человек имеет в себе огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, и доступ к этим ресурсам возможен только при условии создания определенного климата облегчающих психологических установок.
Существуют три условия, которые образуют такой климат, обеспечивающий рост и развитие:
Первый элемент - это подлинность, искренность или конгруэнтность. Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе.
Второй по важности установкой для создания климата, благоприятствующего изменению, является принятие, забота или признание - безусловное позитивное принятие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бондаренко О. Р., Лукан У. Индивидуальная психология и Гуманистическая психология: созвучия и расхождения между психотерапевтическими подходами Альфреда Адлера и Карла Роджерса // Консультативная психология и психотерапия. 2010. № 4. C. 175—190.
2. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход / Перев.: Л. И. Двуреченская, Г. С. Кожухарь, А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24-33.
3. Василюк Ф. Е. Я и ТЫ: Истина неравенства (комментарий к диалогу М.Бубера и К.Роджерса) // Московский психотерапевтический журнал. 1994, №4. С. 97-99.
4. Зирко А. В., Орлов А. Б. Аутентичные вокализации: поиск голоса внутреннего Я // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 61-70.
5. Карягина Т. Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс, его психоаналитические предшественники и последователи // Консультативная психология и психотерапия 2012. № 1. С. 8–33
6. Немов Р. С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 528 с.