Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Слово «реклама» произошло от латинского слова Reclamare («утверждать, восклицать, выкрикивать, взывать»), отражающего бытование первичной рекламной коммуникации - устной словесной рекламы. Эта лексема сохранилась в ряде западноевропейских языков и через французское влияние укоренилась в России .
Понятие Werbung, используемое в немецком языке, акцентирует внимание на воздействующей функции рекламы, что заметно по родственному корню данного слова - русскому глаголу «вербовать». В английском языке к началу XIX века стал широко использоваться глагол Advertise, который в XV–XVI веках, как указывает Оксфордский словарь, означал просто сообщение о чём-либо, тем самым подчёркивая информационную функцию рекламы.
Романские языки добавили к понятию Publicite (французский), Publicitad (испанский) указание на массовость рекламного адресата. В целом, понятие рекламы как термина, определяющего конкретный вид деятельности, а именно рекламную деятельность, окончательно сформировалось во второй половине XVIII века.
Реклама - это однонаправленная форма неличной коммуникации, осуществляемая на платной основе с целью привлечения внимания к объекту рекламирования.
Целью данной работы является рассмотрение рекламных коммуникаций в России домонгольского периода.
Задачи:
- описать предпосылки появления рекламы в Древней Руси;
- рассмотреть проторекламные символы домонгольской Руси;
- проанализировать истоки устного рекламирования в Древней Руси.
1 Предпосылки появления рекламы в Древней Руси
Особенности истории и развития культуры Древней Руси влияли на процессы развития рекламы в пределах самого государства. Греко-римские традиции, обычаи античности, которые проявляли себя в западноевропейской культуре Средневековья, для Руси заменились византийским опытом, который начался с IX века.
IX век в истории Руси - это новый этап развития культуры. В этот период начинается собирание племен восточных славян в единую общность. При помощи войск формируется новое, сильное государство в Гардарике. Гардарикой в те времена называли Русь (скандинавское название).
Киевская Русь берет свое начало с конца IX века и завершается ее историческая эпоха княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054гг.).
В те времена княжеские племена восточных славян были в начальной стадии развития государства. Племена объединялись, группировались в союзы. Создавались формы раннефеодальной государственности. Одним из союзов был союз племен в центре с Киевом. Это союз и стал центром древнерусского государства.
Поскольку государственность развивалась, это требовало пересмотра религиозных воззрений Руси. Князь Владимир принимает решение изменения настоящих представлений язычества. Был предпринята попытка формирования единого пантеона богов. Но, к сожалению, попытки Владимира потерпели неудачу.
Кульминацией стало Крещение Руси в 988 году.
Государство пошло по пути развитию христианства и православия после раскола церкви в 1054 году .
Естественно, как любой процесс, принятие христианства сталкивалось с протестом. Русский народ еще почитал своих языческих богов. Поэтому христианство распространялось достаточно медленно. В центре быстрее, на окраинах сохранялось язычество.
Интересно, что Повесть временных лет указывает на то, что после крещения князь Владимир избавился от слепоты, что навсегда укрепило его веру в Бога.
Христианство стало формально религией Руси. Перестали жечь огни Перунаю Но еще долго на окраинах Руси молились Даждьбогу, Ярило, Сварожичу.
Коммуникации с Византией до нашествия татаро-монголов реализовывались при помощи духовных лиц, посредников-дипломатов и торговцев, которые имели привилегии в Константинополе, византийской столице. Обычные товары – лен, пенька, мед, воск и меха – хорошо скупались на ярмарках в Константинополе, которые процветали в «глухие» для Европы времена - в IX-X веках. О том, что торговля и реклама в Древней Руси были связаны между собой, можно говорить только по косвенным аргументам. Прежде всего, это найденные в перевалочных пунктах торговцев свинцовые пломбы, на которых были нанесены разные символы. Их конфигурация напоминает символы, которые использовали поднепровские князья. Здесь же есть семиотические истоки знаков собственности, клеймы ремесленников и торговцев.
2 Проторекламные символы домонгольской Руси
Б. А. Рыбаков выделяет в домонгольской Руси такие проторекламные символы: тамги, которые олицетворяли родовую или семейную собственность, княжеские и административные знаки, для которых применялись перстни-печатки, торговые пломбы, клейма ремесленников.
Летописное сообщение о заключении договора с греками при князе Святославе говорится о наличии золотых печатей у посольских людей и серебряных – у представителей сословия купцов. Приложение к составлявшимся документам являлось обязательным элементом ритуала договоров. Летопись говорит о «знаменах», которые помечали границы угодий князей в Древней Руси. Этим пользовались и простые люди. Крестьяне помечали рубежами свои участки. Это могли быть несколько камней «с чертами и резами», или кол из дерева с вырезанным на нем клеймом собственника, повторявшимся на ближайших деревьях .
Найдены в раскопках на городищах остатки изделий из глины, которые помечены на днище клеймами ремесленников. Обозначения - круг, крест в круге, ключ, звезда, квадрат.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Богатырев П. Г. Выкрики разносчиков и бродячих ремесленников — знаки рекламы //Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. — М., 1962.
2) Богатырев П. Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре // Вопросы теории народного искусства. — М., 1971
3) Давыдов Н. В. Из прошлого // Московский летописец.— М., 1988.
4) Игнатенко А. А., Очерки истории российской рекламы. — Санкт-Петербург : Алетейя : Историческая книга, 2014
5) Лакиер А. Б. Русская геральдика. — М., 1990
6) Пряников Е., Реклама из глубины веков // Творчество народов мира. — 2018. — № 7. — С. 55-59
7) Трушина Л. Е., История отечественной и зарубежной рекламы : учебник. — Москва : Дашков и Ко, 2011. — 245 с.
8) Филонов М., Искусство выкрикиваний // Природа и свет. — 2011. — N 5. — С. 38-44