Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организационное устройство служб в органах государственной власти должно определяться их функциональными особенностями. Задача состоит в том, чтобы использовать такую организационную структуру, которая наиболее полно соответствует поставленным целям и задачам, наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности управляемого объекта и достигать своих целей.
Деятельность ПР-структур, квалифицированных специалистов призвана профессионально и компетентно налаживать конструктивные связи и отношения с сегментированной общественностью. Кроме того, данная деятельность помогает увидеть и осознать руководителями и сотрудниками всех уровней многофакторность, которую необходимо учитывать при формировании региональной политики.
ПР-служба - это специализированная, посредническая коммуникативно-информационная деятельность, направленная на установление каналов двустороннего взаимодействия между структурами государственного и муниципального управления (ГМУ) и сегментированной общественностью, с другими субъектами социально-политического процесса для достижения взаимопонимания, сотрудничества и социального партнерства в обществе. Она призвана помогать администрации при принятии управленческих решений, ориентируя ее на настроения и возможные реакции общественности при начинании любого дела; подготавливать общественное мнение к правильному пониманию действий администрации; убеждать людей в том, что то или иное нововведение обернется пользой (выгодой) для них; изменять массовое сознание, бороться с недоверием, слухами; завоевывать авторитет, репутацию (имидж) и будить энергию населения для борьбы с инертностью.
Целью данной работы является рассмотрение задач отдела по работе с органами власти и общественными организациями.
1 Задачи отдела по работе с органами власти
В нашей стране о Government relations (далее — GR, «джиар»), буквально «отношения с правительством», активно стали говорить в 90-х годах XX в. Время возникновения теоретического и практического интереса к GR вполне объяснимо: завершилась массовая приватизация государственного имущества, возникли частные компании. Если раньше в советские времена государство, по сути, взаимодействовало само с собой (государственные предприятия работали с органами государственной власти и управления), то после возникновения частного бизнеса с его разнонаправленными интересами ситуация изменилась: пришлось заново выстраивать отношения между государством и бизнесом.
Современные российские исследователи сходятся в том, что GR — это деятельность по управлению взаимоотношениями организации с органами государственной власти и управления. Заметим, что GR — широкая область, включающая в себя связи не только с высшими органами законодательной и исполнительной власти, но и с органами власти субъектов Федерации, региональными подразделениями федеральных ведомств, муниципалитетами, правоохранительными, судебными и налоговыми органами. GR — явление заимствованное, причем, по историческим меркам, совсем недавно. Слово GR еще даже не освоено русским языком, его кириллическое написание не зафиксировано академическими словарями в отличие от родственного слова «пиар» (PublicRelations). Таким образом, GR-технологии — сознательно или интуитивно — использует каждый предприниматель, понимая, что отношения с органами государственной власти и управления — GR — это существенное конкурентное преимущество его компании . Как правило, GR-деятельность в компаниях осуществляется PR-отделом или отдельным специалистом, ответственным за взаимодействие с органами государственной власти и управления. По данным Ассоциации менеджеров России, более половины отечественных компаний имеют в штате специалиста, отвечающего за организацию взаимодействия с различными органами власти .
В деятельности GR-специалистов можно выделить два направления:
1 Активное выстраивание отношений с властью, прогнозирование и упреждение проблем и рисковых ситуаций. Такой подход позволяет самостоятельно выстраивать диалог с властью, ориентируясь на собственные стратегические интересы.
2 Разрешение возникших проблем. Здесь деятельность GR-отдела направлена на исправление ситуации, разрешение проблемы или минимизацию ущерба.
Первое направление деятельности является ключевым, что позволяет компании оптимизировать среду под себя, в то время как второе должно выполнять вспомогательные функции. Деятельность второго типа не сможет обеспечить защиту интересов компании, так как предполагает пассивность, зависимость от действий, инициатив власти или других компаний. Успешная реализация стратегии активного выстраивания отношений практически исключает необходимость резкого реагирования на возникшие угрозы, а потому делает работу GR-департамента менее заметной. Главная задача GR-менеджмента - управление взаимодействием компании с органами государственной власти, например, захват рыночной ниши, установление льготного режима налогообложения. Показателем успешности GR-менеджера является установление личного контакта с чиновником. Существует несколько путей решения этой задачи. Можно прибегнуть к помощи профессионального лоббиста, который за определенную плату обеспечит знакомство с нужным лицом. Другой вариант – участие в мероприятии (форуме, круглом столе), на котором будет присутствовать чиновник. Наконец, необходимый контакт можно установить в неформальной обстановке (выяснив, какие спортивные залы, бары, клубы и другие заведения посещает чиновник) или во время поездки (крупные компании могут себе позволить предоставить чиновнику перелет на корпоративном самолете). В зависимости от условий региона GR-специалист выбирает оптимальную стратегию взаимодействия с органами государственной власти.
Основные задачи отдела по работе с органами власти:
1) Отслеживание деятельности органов государственной власти (ОГВ) и прогнозирование их влияния на компанию (постоянный мониторинг деятельности ОГВ и их кадрового состава; аналитика действий с ОГВ; проведение экспертизы влияния государственных решений на компанию);
2) Определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с ОГВ (осуществление коммуникации с заинтересованными лицами в компании по вопросам, связанным с ОГВ; обобщение полученной информации);
3) координация выстраивания отношений компании с ОГВ (разработка и внедрение принципов взаимодействия компаний с ОГВ; координация информационных потоков компании с ОГВ; контроль ключевых аспектов взаимодействия подразделений с ОГВ; консультация заинтересованных лиц по вопросам взаимодействия с ОГВ)
4) воздействие на ОГВ (разработка и реализация GR-проектов Установление и поддержание контактов в ОГВ; организация встречи и переговоров руководства компании с представителями ОГВ; разработка проектов нормативно-правовых актов и их обоснование для ОГВ; подготовка аналитической информации для ОГВ; оказание непосредственного влияния на процесс принятия решений в ОГВ; формирование общественного мнения по лоббируемым вопросам; организация мероприятий в сфере социальной ответственности бизнеса);
5) обеспечение преференций (обеспечение участия компании в государственных тендерах; обеспечение преференций для компании).
2 Задачи отдела по работе с общественными организациями
Главная задача ПР - разработка действий власти в диалоговом режиме с общественностью, моделей сотрудничества с целью предотвращения социальных конфликтов, в которых поведенческая компонента доминирует. Чем выше обеспеченность уровня готовности властных структур действовать в критических ситуациях, тем быстрее и безболезненнее они разрешаются.
PR-специалисты осуществляют взаимодействие со СМИ, организуют различные профильные мероприятия, а в последнее время еще и поддерживают медиаприсутствие компании в социальных сетях. Задача специалиста по связям с общественностью заключается в том, чтобы подобрать оптимальные каналы связи с целевой аудиторией компании. А поскольку обычно она делится на сегменты, необходимо задействовать различные PR-инструменты. Некоторые бизнесмены считают, что все знают сами, нанимают студента-филолога на небольшую ставку, который им помогает при нехватке времени. Однако хороший PR-специалист нужен для того, чтобы сориентировать руководство компании, в каком направлении следует двигаться, стоит ли описывать очередное «великое» достижение производителя в пресс-релизе и реально ли попасть в прайм-тайм федерального канала с комментарием спикера.