Фрагмент для ознакомления
2
В основу колонизации Сибири был положен поход Ермака, изначально проложившего путь для будущих движений. Сам же Ермак [8, 15] до этого времени не дожил так как пал от вражеской руки.
Основной мотивацией для людей была надежда избавиться от властного гнёта правительства, как сейчас говорят «за камнем». Это было основной причиной, почему люди сходили со своих мест и двигались в Сибирь. «Словно брешь пробил Ермак в стене, сдерживавшей напор колоссальных, пробудившихся в народе сил, — хлынули в Сибирь ватаги жаждущих свободы, суровых, но бесконечно выносливых и безудержно смелых людей [6, 24]», — так охарактеризовал развернувшиеся за Уралом с конца XVI в. события советский писатель Игорь Забелин.
Начало освоения Сибири приходится на конец 14 века [9, 20]. Это обосновывается тем, что российская земля к тому времени оскудела на количество меха. Сибирь в этом плане представляла долговременную инвестицию и возможность получить ресурсы меньшими тратами. С середины 14 века Россия налаживает торговые пути и резко растёт возможность продажи так ценившихся за рубежом мехов русских соболей. Такая возможность появилась в связи с падением астраханского и казанского ханства, что позволило наладить пути со странами Востока. Также появилась возможность торгового сообщения с Западной Европой через море [11, 30].
Надо сказать, что первые переселенцы были совсем не однородны и имели разные, а порой противоречивые мотивы. То есть со стороны государственной власти отправлялись люди служивые, те, которым было велено нести службу и сохранять порядок на землях Сибири - казаки, стрельцы, пушкари; главной мотивацией, я думаю, здесь быть некоторая выслуга, подразумевающая некоторые привилегии и преференции. Также, отправлялись на освоение Сибири ремесленники, которые были призваны налаживать быт и производство [17,11].
Государственная власть лелеяла надежду найти месторождения драгоценных металлов, типа золота и серебра. Дело в том, что на тот момент месторождений драгоценных металлов в России найдено не было, но запрос на таковые уже существовал и наличие товара могло дать большую прибыль [21].
Еще одной частью населения Сибири были люди не угодные правительству. То есть люди, которые склонны к протестному поведению. Власти было крайне невыгодно нахождение таких людей на территории центра страны. Лучшим способом избавиться от них, не прибегая к насилию было отправить так далеко, где их влияние будет чрезмерно слабо и сломлено, Сибирь для этого подходила идеально.
«Ссыльные составили заметную часть оказавшихся за Уралом переселенцев, особенно в наименее благоприятных для жизни (а потому и наименее заселенных) районах».[12, 10]
Также в Сибирь отправляли военнопленных и разного рода иноземцев, что в конечном счёте сыграло роль «плавильного котла» и все иностранцы слились с российским населением. Часто можно встретить упоминания о таких народах как о: ««немцах» (так в XVI–XVII вв. называли почти всех выходцев из западноевропейских стран), «литве» (выходцах из Речи Посполитой — прежде всего белорусах, затем украинцах, поляках, литовцах и т. д.), «черкасах» (ими обычно называли украинских казаков-запорожцев)».[12, 24]
Если мы вспомним предыдущие события в России в то время, то станут понятны мотивы простых людей, ушедших жить в Сибирь. «Великое разоренье», ливонская война, опричнина, голод, смута. Эти события изрядно ухудшили жизнь простого населения, ведь следствием тех событий стали голод, возросшие налоги, усиление крепостничество, тотализация феодализма. Новые Сибирские земли представали для людей в качестве некоторой надежды на лучшую жизнь и перспективы начать в новом месте.
В результате в Сибирь миграция происходила двумя потоками: государственным потоком и вольно-народным. Последний со временем заметно пересилил по количеству людей государственный, то есть люди, переселявшие по желанию составляли большинство по отношению к насильно переселявшимся [222, 16].
Разные мотивации колонизации в разных районах Сибири показывали превалирование вольно-народной колонизации или же государственной. Конечно, редко встречались самостоятельные, обособленные типы, ведь два типа сплетались на месте жительства, но превалирование одного всегда было явным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Kontorovich A. E. et al. Key problems in the development of the power of Siberia project //Regional Research of Russia. – 2018. – Т. 8. – №. 1. – С. 92-100.
2. Бакуменко А. А., Урнышева А. В. Роль острогов в присоединении сибири //студенческая наука–взгляд в будущее. – 2019. – С. 250.
3. Большаков В. И. и др. Распавшихся времен связующая нить //Наука. Культура. Общество. – 2016. – С. 79.
4. Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Малоизвестные версии о покорении Сибири Ермаком в сочинениях европейцев XVII-XVIII веков в российских публикациях //Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. – 2018. – Т. 17. – №. 5.
5. Бейкер. Дж. История географических открытий и исследований. М. : Издательство иностранной литературы, 1950.
6. Володихин Д. М. Кто присоединил Западную Сибирь к России в XVI столетии? //Проблемы национальной стратегии. – 2017. – №. 5. – С. 200-209.
7. Давыдов П. П. Русские в Сибири //Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2016. – №. 27-1. – С. 60-65.
8. Ермак Т. Глава 2. Казаки–землепроходцы при покорении Сибири и освоении Дальнего Востока.
9. Зубков К. И. Ранняя колонизация Сибири: смыслы и уроки истории //Континент Сибирь. – 2020. – С. 16-29.
10. Ленин В. И. К характеристике экономического романтизма. – Госполитиздать, 1940.
11. Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века (начало освоения Сибири русскими людьми) М.: Наука, 1987. — 176 с.
12. Охотникова В. В., Голованова О. И. Проект "велокольцо" по следам первопроходцев" как фактор сохранения историко-культурного наследия, связанного с формированием западно-сибирского нефтегазового комплекса (на примере ямало-ненецкого автономного округа) //Тюменская область: историческая ретроспектива, реалии настоящего, контуры будущего. – 2019. – С. 127-131.
13. Подкин М. В. Методы взаимодействия русских первопроходцев с коренными народами сибири в xvii в.: к вопросу о характере присоединения края //Шаг в историческую науку. – 2018. – С. 157.
14. Ранняя Д. В. Новая концепция присоединения сибири к россии //Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2017. – №. 2. – С. 73-76.
15. Резников К. Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири. – Litres, 2017.
16. Сафронов А. В. Томская губерния-земля казачья (памяти сибирских казаков первопроходцев, с верой в будущее Российского казачества) //Современное казачество России и его роль в совершенствовании гражданско-патриотического, духовно-нравственного, культурно-исторического воспитания казаков и подрастающего поколения. Опыт, традиции в подготовке молодежи к службе Отечеству. – 2019. – С. 222-232.
17. Солодкин Я. Г. Ермак или воеводы "Святоцаря" Федора? Кто положил начало присоединению Сибири к России //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2018. – №. 3. – С. 19-23.
18. Степанова Н. Г., Салмонов С. Р. Особенности присоединения Сибири к России (xvi–начало xx вв.): отечественная историография //Климат, экология, сельское хозяйство Евразии. – 2019. – С. 162.
19. Татауров С. Ф. Процессы консолидации сибирских татар до и после присоединения Сибири к России //Вестник Томского государственного университета. История. – 2016. – №. 5 (43).
20. Чирков В. Ф. Искусство Сибири: диалог культур //Российская академия художеств и художественная культура Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2017. – С. 220-225.
21. Шунков В. И. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII веков; Акад. наук СССР. Ин-т итории. - Москва ; Ленинград : Изд. и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в М., 1946. - 228 с.
22. Юлбарисов Э. Первопроходцы //Ватандаш. – 2018. – №. 9. – С. 30-36.