Фрагмент для ознакомления
2
1. Сущность и цели государственной политики перераспределения доходов.
Существующее неравенство в распределении доходов является социально опасным для общества. Результативным методом устранения неравенства и бедности становится государственная политика распределения доходов. Эта политика осуществляется по двум основным направлениям:
- регулирование доходов населения;
- перераспределение доходов через государственный бюджет.
Процесс регулирования доходов заключается в следующем:
- утверждение гарантированного минимума заработной платы, который играет важную роль для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие и применяется в целях установления базы для расчета уровня оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат. При применении тарифной системы оплаты труда минимальный размер заработной платы устанавливается для первого разряда, к которому затем применяются повышающие коэффициенты.
- установление верхнего предела роста номинальной заработной платы в целях минимизации затрат производства, что приводит к сдерживанию инфляции, увеличению инвестиций и повышению конкурентоспособности производимого продукта;
- индексация денежных доходов населения с целью сближения номинального и реального уровня заработной платы. При этом индексация может быть общей, на уровне государства , и индивидуальной, в рамках отдельного предприятия.
Политика перераспределения доходов включает в себя:
- накопление денежных ресурсов в руках государства для проведения социальной политики путем сбора с населения прямых и косвенных налогов;
- оказание населению помощи за счет социальных гарантий, которые используются для финансирования системы образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
- финансирование системы социальной защиты, включающей:
а) систему социального страхования;
б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения представляет собой выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.
Социальные трансферты - это бюджетные средства, направленные на финансирование обязательных выплат населению, к которым относятся пенсии, стипендии, пособия, компенсации. Они могут выражаться в натуральной и денежной формах. Трансферты действуют в обратном направлении по сравнению с налогами. Если налоги сокращают потребительский спрос населения, то трансферты его увеличивают.
Перераспределительные отношения должны иметь оптимальный размер. В основном это касается налоговой политики государства, так как необоснованный и чрезмерный рост налогов может привести к сокращению эффективности экономики, снижению стимулов к предпринимательской деятельности, сокращению инвестиций, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Целью налоговой политики государства является сокращение неравенства доходов между состоятельными и бедными слоями населения.
Осуществление социальной политики государства базируется на применении таких инструментов, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.
Социальные стандарты применяются в целях обеспечения прав граждан в сфере социальных гарантий. Установленные минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, которые предоставляются населению на минимально допустимом уровне на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. На основании этих стандартов бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Социальная политика государства направлена на решение двух главных задач:
- оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;
- устранение инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.
Сущность государственной политики доходов заключается в перераспределении доходов населения через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. К сожалению, в России в настоящее время не применяется прямая дифференциация налогов, которая позволяет передать значительную долю национального дохода от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Большинство развитых стран мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан, включая применение прогрессивной шкалы налогообложения.
Кроме налоговой системы, значимым элементом социальной политики государства являются социальные трансферты. Они представляют собой систему денежных или натуральных выплат населению, которые не связаны с его участием в хозяйственной деятельности. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, сокращение преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Социальные трансферты обеспечивают социальную справедливость в обществе и способствуют поддержке политической стабильности.
Еще одно направление социальной поддержки – это помощь безработным, которая включает в себя выплату пособия по безработице и оказание помощи в поиске работы временно нетрудоспособным гражданам.
Схема перераспределения доходов отражена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. – Схема перераспределения доходов
2. Корпоративная социальная программа предприятия
Социальная программа составляется на каждом предприятии и является как самостоятельным документом, так и частью Коллективного договора, который заключается между руководством и профсоюзной организацией предприятия В любом случае этот документ включает общие обязательные разделы. Рассмотрим социальную политику предприятия с численностью 100 человек и годовым бюджетом 1,5 млн.руб. В связи с тем, что основным источником финансирования социальных расходов предприятия является ее прибыль, то величина выделяемых сумм для реализации социальной программы предприятия зависит от результатов его деятельности.
Социальная программа предприятия
1. Общие положения
1.1.Социальная программа подготовлена в целях повышения мотивации персонала предприятия на результативную деятельность по достижению индивидуальных и общих целей предприятия.
1.2. Социальная программа подготовлена в целях создания корпоративной культуры и повышения мотивации сотрудников к саморазвитию и достижению высоких результатов в трудовой деятельности и в развитии предприятия.
1.3. Дополнительные льготы для сотрудников предприятия включают в себя следующие виды:
- беспроцентный заем;
- оплачиваемый перелет к месту отдыха;
- материальная помощь;
- поощрения;
- надбавка за выслугу лет;
- дотационное питание;
- профессиональное обучение;
- иные льготы.
1.4. Предоставление дополнительных льгот учитывает стаж работы сотрудника на предприятии, его трудовой вклад в развитие предприятия, удачливость и результативность его профессиональной деятельности.
2. Виды социальных льгот и порядок их предоставления
2.1. Беспроцентный заем.
2.1.1. Беспроцентный заем выдается сотруднику, который отработал не менее 3-х лет на предприятии на целевое использование. Заем погашается путем ежемесячного удержания установленной суммы из зарплаты сотрудника.
2.1.2. Беспроцентный зам предоставляется для следующих целей:
- оплата собственного обучения или обучения детей;
- приобретение , обмен или ремонт личной недвижимости ( дом, квартира )
- лечение сотрудника (или его ближайшего родственника), включая приобретение дорогостоящихлекарств;
- чрезвычайные обстоятельства, к которым относятся нанесение сотруднику крупного материального ущерба в результате стихийного бедствия или кражи;
- другие обстоятельства.
2.1.3. Величина беспроцентного займа не может превышать 100 тыс.руб. в течение одного календарного года на одного сотрудника.
2.1.4. Выгода на процентах за пользование сотрудником заемными средствами, полученными от предприятия, признается доходом сотрудника и подлежит налогообложению НДФЛ в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ.
2.1.5. В случае, если не исполняется срок возврата займа, сотрудник выплачивает Компании штраф, проценты за весь период пользования займом, пени в порядке и размерах, предусмотренных договором займа.
2.2. Оплачиваемый перелет к месту отдыха и обратно.
2.2.1. Сотруднику Компании, который проработал на предприятии не менее трех лет, ежегодно полностью оплачиваются стоимость проезда в пределах территории России к месту использования отпуска и обратно.
2.3. Материальная помощь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Экономика труда" и др. экон. специальностям / А. Н. Аверин. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2007. - 279 с.
2. Бухгалтерская отчетность ОАО « РЖД»/ [Электронный ресурс] - https://www.audit-it.ru/
3. Еловиков Леонид Андреевич Социальная Политика (Доходы И Заработная Плата); - Москва, 2015. - 235 c.
4. Компенсационный менеджмент: управление вознаграждением работников: учебное пособие / Р. И. Акмаева, Н. Ш. Епифанова. - С-Пб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. - 391 с.
5. Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Свердловской области/ [Электронный ресурс] — http://economy.midural.ru/
6. Официальный сайт Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области/ [электронный ресурс ] – https://sverdl.gks.ru/
7. Комаров Е. И. Методологический инструментарий современного социального управления [Электронный ресурс] : Учебно-практическое пособие / Е. И. Комаров; Под ред. профессора Е. И. Комарова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2015. - 316 с.
8. Тавокин Е. П. Социальная политика [Электронный ресурс] : учебное пособие студентам вузов, обучающихся по направлениям "Экономика", "Менеджмент", "Управление персоналом", "Социология" / Е. П. Тавокин. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 157 с. http://znanium.com/go.php?id=478835
9. Самыгин, С.И. Социальная политика: Учебник для бакалавров / С.И. Самыгин, И.А. Янкина, А.В. Рачипа. - М.: Дашков и К, 2015. - 224 c.
10. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа; Дашков и Ко - Москва, 2015. – 249с.