Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологическую атмосферу коллектива определяет социальная цель деятельности коллектива, ценностно-ориентационная единство группы, чувство коллективной и личной ответственности, взаимозависимости членов группы, ведущие к объединению личных интересов с общественными. Однако производственный коллектив объединяет людей не только на основе общей цели и в общем труде, но и на основе организации совместной деятельности. Именно здесь важна роль руководителя, умение правильно сформировать социально-психологический климат в коллективе. На внутреннюю структуру группы вливают и внутренние условия, к которым в частности входит стиль руководства, имидж, основные аспекты деятельности, манера поведения руководителя.
Анализ публикаций по выбранной теме свидетельствует о необходимости всестороннего изучения такого феномена, как социально-психологический климат в коллективе, который будет способствовать повышению производительности и эффективности труда его членов. Теоретической и методологической основой статьи стали труды украинских и зарубежных практиков в сфере исследования социально-психологического климата в коллективе, в частности работы В. С. Лозница, Р. Х. Шакурова, В. Н. Шубкина, Г. В. Щекина, Дж. Морено и многих других.
Социально-психологический климат коллектива порождается межличностным взаимодействием, которое опосредует не только межличностные влияния, но и влияние окружающей физической среды: вещей, предметов, явлений природы и тому подобное. Современные исследователи (С. Д. Максименко, В. С. Лозница, Г. П. Васянович, В. Ф. Моргун, А. Г. Хоронжий, В. В. Яцура, Ю. Ф. Пачковский) ([1-10]) предлагают рассматривать социально-психологический климат с учетом трех особенностей: психологической, социальной и социально-психологической. Психологическая форма климата раскрывается в эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояниях и свойствах группы (так можно говорить об атмосфере оптимизма, страха, целеустремленности, творческого поиска). По их мнению, если в интеллекте, эмоциях, воле фиксировать их социальное содержание, то здесь будет проявляться социальный аспект; социально-психологический аспект проявляется в единстве, согласии, удовлетворении, дружбе, сплоченности и тому подобное.
Цель реферата заключается в раскрытии роли руководителя в формировании социально-психологического климата в трудовом коллективе; создание таких социально-психологических условий, которые будут обеспечивать максимальную заинтересованность работников в деятельности предприятия.
1. Сущность и значение социально-психологического климата
Эффективность деятельности любого предприятия напрямую зависит от того, насколько рационально используются его ресурсы. Сегодня самым ценным ресурсом каждого предприятия, организации или учреждения является человек, осуществляющий свою профессиональную трудовую деятельность. В связи с этим главной задачей работодателя является создание такой системы управления персоналом, которая бы позволяла максимально раскрыть трудовой потенциал с целью реализации высокопроизводительного труда.
Изучение социально-психологического климата на предприятиях составляет не только научный, но и практический интерес, поскольку от этого в немалой степени зависит обеспечение социальной стабильности в обществе, регионах, территориальных образованиях. Положительный уровень морального климата на предприятии является одним из важных условий повышения производительности труда всех без исключения работников. Все вышеуказанного обусловливает потребность в рассмотрении основных теоретических основ социально-психологического климата – его сущности и структуры, ведь знания этих элементов позволяет рассматривать климат не поверхностно, а с точки зрения его составляющих, что, в свою очередь, позволяет качественно управлять этим сложным и динамичным явлением 4, с. 32.
По мнению Н.С. Мансурова, «социально-психологический климат – это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы, своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального факторов – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы» [6, с. 38].
В социологическом энциклопедическом толковом словаре при предоставлении определения социально-психологического климата акцент делается на стиле взаимоотношений. Так, социально-психологический климат рассматривается как «характер межличностных отношений на индивидуальном, групповом или ином уровнях, влияющих на качество совместной деятельности и сосуществование» [3, с. 326].
Соответствующего подхода к сущности социально-психологического климата в своих исследованиях придерживается Э.В. Островский, согласно мнению которого социально-психологический климат анализируется посредством стиля взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы [7, с. 26].
Аналогичный взгляд наблюдается также в трудах Б.Д. Парыгина, который рассматривает социально - психологический климат как характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами [8, с. 48].
Однако, следует отметить, что его определение несколько шире, ведь учитывает не только стиль взаимоотношений, но и настроение группы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бондаренко А.Ф. Социально-психологическая напряженность на предприятии: к проблеме измерения/А.Ф. Бондаренко // Психологический журнал. – Том 14. - № 13. – 2013. – С. 103-110.
2. Евтихов О.В. Психологический климат в служебном коллективе: феноменология и факторы формирования / О.В. Евтихов // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2013. – № 1. – С. 11-16.
3. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический толковый словарь. Более 12000 понятий / С.А. Кравченко. − М. : Изд-во МГИМО-Университета, 2013. – 478 с.
4. Лозница В. С. Психология менеджмента: учеб. пособие / В. С. Лозница. – К.: КНЭУ, 2017. – 248 с.
5. Мамонов Е. Как «вылечить» организацию от агрессии/Е. Мамонов // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2013. - № 10. - С. 75-82.
6. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение / Н.С. Мансуров. – М.: Академия, 2014. – 235 с.
7. Островский Э.В. Психология управления / Э.В. Островский. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 249 с.
8. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Спб: Наука, 2011. – 180 с.
9. Пачковский Ю.Ф. Психология предпринимательства: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Ю. Ф. Пачковский. - М.: Каравелла, 2016. – 408 с.
10. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Ред. сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 415 с.
11. Хоронжий А. Г. Социальное управление: учебное пособие / А. Г. Хоронжий. – Львов: Магнолия 2017. – 290 с.
12. Цимбалюк И.М. Психология общения: учебное пособие / И. М. Цимбалюк. – М: Профессионал, 2014. – 304 с.
13. Щекин Г. В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента: науч.-практ. пособие / Г. В. Щекин. – М: Наука, 2014. – 400 с.
14. Янковская Н. А. Социально-психологический климат коллектива / Н. А. Янковская, Н. А. Аминов // Педагогическая диагностика. – 2010. – № 5. – С. 5-121.
15. Яцура В.В. Менеджмент: учеб. пособ. / В. В. Яцура, А. П. Жук. – Львов: Изд. центр ЛНУ имени Ивана Франко, 2018. – 444 с.