Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Под правом понимается совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью правовых норм и правил, регулирующих социальные отношения в обществе. Благодаря нормам права человек получает возможность не только как-либо действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения его прав. В отличие от норм иных социальных регуляторов (морали, нравственности, религии, экономических и политических норм) правовые нормы имеют три важных признака: являются общими для всех людей в стране, охраняются государством путем закрепления в законах, обеспечиваются принудительной силой со стороны государства.
В настоящее время понятие «ребенок» закреплено как в отечественном, так и международном законодательстве, обозначая категорию лиц, не достигших 18-ти летнего возраста. Правовой статус ребенка – это его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека.
Цель работы – рассмотреть права и обязанности детей.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решение следующих задач:
- раскрыть права детей;
- проанализировать обязанности детей.
Структура работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.
1 Права детей
Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности и ответственность (дееспособность) возникает в полном объеме: с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста; в случаях вступления в брак до достижения 18 лет; при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации) . В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей. Законными представителями несовершеннолетнего ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
В следующих документах провозглашаются неимущественные и имущественные права детей:
- Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990).
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995.
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
К неимущественным относятся следующие права:
- право на жизнь. Это первое право, которым обладает каждый человек с рождения – как только ребенок рождается, любые попытки причинить вред его здоровью преследуются по закону;
- право на семью;
- право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
- право посещать школу и учиться;
- право свободно выражать свои мысли;
- право на имя и гражданство;
- право на получение информации;
- право на защиту от насилия и жестокого обращения;
- право на медицинское обслуживание;
- право на отдых и досуг;
- право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Имущественные права ребенка можно разделить на:
- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- право собственности на доходы, полученные им;
- на имущество, приобретенное на средства ребенка.
В силу пункта 4 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации , дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Семейный кодекс установил принцип раздельности имущества родителей и детей – ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. В результате совместного проживания родителей и детей не возникает
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 07.01.2021).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164072/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe/ (дата обращения: 07.01.2021).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 07.01.2021).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10164072/ee577ef645fa6213d44637d995fc8be7/ (дата обращения: 07.01.2021).
5. Анашкин В.И. Классификация прав ребенка при раздельном проживании родителей в Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. – № 3-4. – С. 64-67.
6. Боровик Н.В., Рожков А.Ю. Современное состояние прав и обязанностей несовершеннолетних в семейно-правовых отношениях // Среднерусский вестник общественных наук. – 2020. – № 3. – С. 145-149.
7. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – № 2. – С. 51-55.