Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культурный мир Средневековья имел определенную глобальность, в которую практически все были погружены. Модель общества того времени была больше не культурной, а социокультурной. Соответственно, и картина мира была выбрала с соответствующими категориями – правом, собственностью, богатством и бедностью. Огромное место в культуре занимали предрассудки, убеждения религиозной направленности, верования и ритуалы. Разные культурные слои соединялись между собой. К примеру, взаимодействие происходило между устной народной традицией и традиций образованной элиты. Именно в Средневековье стали формироваться нации Европы, современные государства, языки, на которых сейчас говорит весь мир. Это также время формирования многих ценностей культуры. Поэтому это время обладает автономной ценностью. Картина мира человека Средневековья была особой. Человеческие поступки были связаны с этими ценностями. В литературных произведениях преобладал жанр жития святых, в архитектуры строились, в основном, соборы. В живописи преобладала икона. Мастер предпочитал «подгонять» свои произведения под определенный образ, индивидуальность не приветствовалась. В культуре Средних веков переплетались противоположности – мрачное и комичное, жизнь и смерть. Практически везде присутствовал символизм – ритуалы посвящения в рыцари, анафема, вера в чудеса и магию. Парадоксально переворачивалось мировоззрение о привычном устройстве мира, и хорошем и плохом. Миросознание средневекового человека имело цельность, поэтому была уверенность в том, что мироздание едино. Целью данной работы является рассмотрение философии Средневековья.
Задачи:
- описать мировоззрение человека Средневековья;
- рассмотреть черты философии Средних Веков;
- охарактеризовать средневековую схоластику;
- рассмотреть философские идеи Августина.
1 Мировоззрение человека Средневековья.
Истоками миросознания Средневековья являются античные мотивы и совокупность представлений варварской эпохи. А. Я. Гуревич говорит о том, что есть две «модели мира» - варварская и «модель мира», сформировавшаяся в ходе влияния более древней и развитой культуры Средиземноморья, включая христианство .
Спецификой средневековой культуры было и то, что внушительная часть информации в письменности не фиксировалась. В данной культуре доминировали тексты произносимые, а не читаемые, те, которые воспринимались на слух, а не зрительно. Часто авторы обращались к слушателю, а не к читателю. Поэтому многое из этой культуры просто ушло, человечество не узнает.
Человек Средневековья представляет собой абстрактное понятие. В обществе Средневековья были феодалы и крестьяне, горожане и жители деревень, образованные и неграмотные, клирики и миряне, ортодоксы и еретики. Основными параметрами существования мира того времени были время и пространство. Под последним понималось трехмерное, геометрическое, протяжное, имеющее форму, которую можно поделить на отрезки. Время – это чистая длительность, которую невозможно вернуть.
Время и пространство объективны. Они понимаются как абстракции, при помощи которых возможно сформировать картину единого космоса, создать единую вселенную. Именно во времена Средневековья время ценилось так высоко, как никогда ранее. Менялось и отношение к пространству. Полагали, что оно способно сжиматься. Мир как будто становился меньше.
2 Средневековая философия: особенности и характерные черты
Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия Средневековья связана с теологией . Выделяют следующие особенности средневековой философии:
1) Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
2) Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
3) Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
4) Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
5) Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом.
6) Авторитарность – обращение к Библии.
7) Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
8) Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
9) Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
2) Аполлонов А. В., Философия: учебник для студентов нефилософских специальностей. — Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2014. — 669, [1] с.
3) Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
4) Васечко В. Ю., Древняя и средневековая восточная философия : учебное пособие. — Москва. — Екатеринбург : ФЛИНТА : Издательство Уральского университета, 2019. — 192, [2] с.
5) Гуревич А. Я. Категория Средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984
6) Ерина Е. Б., Основы философии : учебное пособие : для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по строительным специальностям. — Москва : РИОР : Инфра-М, 2013. — 90 с
7) Карпов К. В., Основные аспекты средневековой трансцендентальной философии // Вопросы философии. — 2016. — № 11. — С. 204-214.
8) Чухлеб С. Н., Археология идей : история философии в доступном изложении : Запад: Античность. Средневековье. — Москва : URSS : Либроком, 2012. — 458 с