Фрагмент для ознакомления
2
Тема исследования: психологическая помощь родителям, воспиты-вающих детей с ОВЗ (особые возможности здоровья).
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день идёт рост распространения детей с особыми возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Эти расстройства возникают вследствие нарушения разви-тия головного мозга, который характеризуется дефицитом социального взаимодействия и ограниченными интересами (Е.М. Мастюкова, 2013).
По статистике ОВЗ страдают в мире более 10 млн. человек. Несколь-ко десятилетий назад на 10 тыс. людей приходился один человек с ОВЗ, с каждым годом людей этой категории становится на 11-17% больше. Число страдающих людей с ОВЗ с каждым годом стремительно растёт. Л.М. Ши-пицина говорит о том, что ОВЗ является отклонением в психическом раз-витии ребёнка, главным отклонением является нарушение общения ребён-ка с окружающим миром (Л.М. Шипицына, 2011).
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, оказавшись в трудной жиз-ненной ситуации, переживает тяжелый стресс, появляются депрессии, гнев-ливость, резкость в обращении с детьми, отчаяние, нередко они оказыва-ются в изоляции. Родители часто не владеют необходимыми знаниями о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции пове-дения детей. Такие семьи нуждаются в комплексной помощи. Для оказания семье квалифицированной психологической помощи, необходимы не толь-ко профессиональные знания и навыки, но и умение разбираться в особен-ностях психологического состояния родителей, следовать этическим нор-мам общения, владеть методами обучения не только детей, но и родителей.
Объект исследования: психические особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предмет исследования: психологическая помощь родителям, воспи-тывающих детей с ОВЗ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альтемирова М.А. Характеристика основных особенностей протека-ния хронического стресса у родителей детей-инвалидов / М.А. Аль-темирова // Северо-Восточный федеральный университет. – 2016. – № 2 (26). – С. 13-15.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным па-раличом / Е.Ф. Архипова. – М.: Гардарики, 2019. – 188 с.
3. Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. Методическое пособие для педагогов, психологов, врачей / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : Экзамен, 2015. – 128 с.
4. Белякова А.С. К вопросу об эмоциональном состоянии родителей, воспитывающих детей с ОВЗ / А.С. Белякова, Е.С. Гринина // Реаби-литация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. – М.: Перо, 2016. – С. 218-226.
5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учеб-ник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер, 2018. – 478 c.
6. Грабенко Т.М. Семейная книга игр / Т.М. Грабенко. – Сергиев По-сад, 2016. – 43с.
7. Гурьянова Т.В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстрой-ствами аутистического спектра / Т.В. Гурьянова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 129-131.
8. Лысенко И.Н. Особенности психотерапии родителей детей-инвалидов / И.Н. Лысенко // Развитие профессионализма. - 2016. - № 1. - С. 198- 199.
9. Мазурова Н.В. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и воз-можности / Н.В. Мазурова, Т.А. Подольская // Национальный пси-хологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 70-77.
10. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастю-кова. – М.: Просвещение, 2013. – 320 с.
11. Нищакова Е.В. Психологическая помощь родителям в воспитании «особых» детей / Е.В. Нищакова // Психологическая помощь родите-лям. – 2015. – № 4. – С. 38-42.
12. Пыхтеева Е.В. Социально-педагогическая, психологопедагогическая помощь родителям в процессе воспитания детей-инвалидов и подго-товки их к самостоятельной жизни: методические рекомендации / Е. В. Пыхтеева, О. А. Таротенко. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. – 120 с.
13. Стребелева Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитыва-ющей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей / Е.А. Стребелева, Г.А. Ми-шина // Специальная коррекционная педагогика. – М.: Парадигма, 2015. – 72 с.
14. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитываю-щими детей с отклонениями в развитии: практикум по формирова-нию адекватных отношений / В.В. Ткачева. – М.: Гном-Пресс, 2019. – 64с.
15. Шипицына Л.М. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипи-цына. – СПб.: Дидактика плюс, 2011. – 368 с.