Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Малая группа в социальной психологии сегодня рассматривается в качестве совокупного субъект: субъект деятельности и субъект общения. Совместная деятельность в социально-психологическом понимании являет собой целостную динамическую систему активности взаимодействующих индивидов, ориентированную на целесообразное производство (или воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры (согласно Г. К Андреевой [1]). При этом роль совместной деятельности заключается в том, что она является основополагающей характеристикой групп, оказывая при этом определенное воздействие на общие. межличностные отношения, а также индивидуально-психологические качества, которые осуществляют деятельность людей, в процессе и на основании социально значимой коллективной деятельности происходит психологическое единство, при котором из номинальной группа неизменно становится реальной социально-психологической общностью. В процессе совместной деятельности группа приобретает опыт взаимодействия и взаимообщения, что заметно обогащает ее возможности в качестве социального организма.
Вместе с тем, одном из недостаточно разработанных и значимых вопросов является генезис и развитие малой группы, что делает рассмотрение данной темы актуальным.
Цель работы – проследить подходы исследователей к вопросам генезиса и развитие малой группы.
Задачи работы:
- выявить детерминанты появления малой группы;
- проследить этапность в образовании и развитии малой группы;
- изучить групповую социализацию и групповую динамику.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1.Детерминанты появления малой группы
Всю совокупность факторов, которые находятся в основании возникновения малых групп выделить можно следующие две группы. Во-первых, это объективные факторы, способствующие возникновению группы в качестве результата деятельности социальных институтов и организаций, рыночная конъюнктура, безработица. Во-вторых, это субъективные факторы. Согласно им появление малой группы происходит по причине родственного, приятельского и иных личных моментов; активное стремление индивидов к непосредственному удовлетворению своих потребностей: заработать достаточно средств, находиться в безопасности, быть с другими, иметь признание и самореализоваться; социальные и профессиональные ресурсы человека; сформировавшаяся самооценка индивида; ожидания, которые связаны с предстоящим членством; отличительные особенности группы с позиции её целей, программ, деятельности и т.п. Таким образом, в основе возникновения официальных малых групп лежать может объективный и субъективный фактор [2, c. 12].
В свою очередь в основе возникновения неофициальных групп (то есть психологических) лежит исключительно субъективный, человеческий фактор. Объективные факторы лежат преимущественно в основе появления официальных групп (например, в отделе создаётся подотдел, и индивид переходит в него). При этом субъективные являются доминирующими при образовании неформальных малых групп (у индивида имеется потребность в поддержании хорошей физической формы, поэтому он вступает в спортклуб). Однако влияние субъективных факторов может себя проявлять также и на уровне официальных организационных структур [3, c. 62].
К психологическим факторам группового членства относят следующее: 1) наличие у любого человека потребности в утешении и общении, что способствует развитию чувства безопасности (согласно Боулби), доверия к миру (согласно Э.Эриксону) – то есть включённость в семью как малую группу; 2) индивиду характерны потребности в аффилиации, а также власти (стремлению управлять людьми) (согласно Мюррею, который является создателем ТАТ- неофрейдистская позиция); 3) людям свойственна потребность в информации, которая удовлетворяется группой, а также членством в ней. 4) стремление получить эмоциональную поддержку либо рассчитывать на содействие (например, вступление в партию).
2.Этапность в образовании и развитии малой группы
Рассматривая этапность развития малых групп, укажем, что практически любая малая группа обязательно в своём развитии проходит ряд этапов. Они при этом изменяются. Например, спустя 5 лет трудовой коллектив является уже не та той группой, которая была вначале. В настоящее время имеются разные позиции относительно характера развития малых групп. Можно выделить несколько основных этапов, имеющих порой различное название, но одинаковую сущность.
1. Членство. Определенная группа собирается впервые. Напряжение достаточно велико. Роли при этом носят двойственный характер. Еще не выработаны нормы. Люди пока не знают, что от этой группы ожидать. В этом случае тревога объясняется тем, что ещё очень низок уровень доверия. Продуктивность группы характеризуется как низкая.
2.Разделение на подгруппы. Людям свойственно сближаться быстрее с теми, с кем у них имеется что-то общее. Сходство приводит к сближению непосредственно на первых групповых встречах. На обозначенной стадии ещё нет конфликта, однако отдельные подгруппы могут начать маневрировать для захваты в группе власти в процессе её развития. В этом случае важен перевес сил.
3.Конфронтация. Весьма значима фаза группового развития. Данной стадии можно избежать в тех группах, которые объединяются на короткий срок. При этом вступление в обозначенную стадию – это позитивный признак, а вовсе не показатель неправильного направления деятельности. Это признак именно налаживания доверительных отношений между членами группы: люди не вступают в конфронтацию в том случае, если не способны предсказать реакцию, и не полагают, что реакция будет вполне адекватной. Поэтому возникновение конфликта – это показатель того, что группа развивается нормально. Малые группы, которые успешно проходят данную стадию, трансформируются уже в другой коллектив [3, c. 96].
На данной стадии выделяется три типа конфликта. Первые два – это естественные, нормальные, а также часто возникающие. Третий тип, который намного труднее идентифицировать и разрешить, способен разрушить группу. Первый тип – это ложный либо аутистический. Второй тип – это случайный конфликт. Третий тип – это эскалационный конфликт либо вторичная напряжённость. Его непросто определить, но он способен для группы стать фатальным. Специфика именно в череде конфликтов. Например, это может быть скрытая борьба за власть либо же контроль в группе.
4.Индивидуальная дифференциация. Это продуктивный период для малой группы. Напряжённость характеризуется как низкая. Уже выработаны навыки разрешения конфликта. Доверие в группе на стабильно высоком уровне. Члены группы верят, что они при возможном конфликте, скорее всего, не пострадают. В группе по достижении данной стадии устанавливается уровень доверия, который является достаточным для принятия разумных решений относительно разделения труда.
5.Стадия действия или сотрудничества. Группа стала весьма зрелым коллективом, который способен выполнять работы достаточно высокого качества. Напряжённость в группе низкая. При этом уровень доверия высокий. Практически все конфликты выявлены и разрешаются эффективно. Производительность в группе достигает пика [2, c. 16].
6.Распад. Группы распасться могут двумя способами: запланировано и незапланированно. Запланировано это происходит тогда, когда каждый член группы знает, когда завершается его членство в этой группе (например, учёба, служба в армии и т.п.). При этом лидер напоминает группе о будущем распаде, говоря об этом тем чаще, чем к завершению ближе существование группы. Проходит ритуал завершения.
Укажем, что двухмерные модели развития группы отражают две основные сферы её жизнедеятельности, а именно: деловую (инструментальную) и эмоциональную (экспрессивную). К максимально известным двухмерным моделям относится двухфакторная модель Б. Такмена.
Модели группообразования. 1) Стратометрическая концепция коллектива А.В. Петровского отличается двумя критериями построения гипотетической типологии групп, а именно: 1) степенью опосредованности межличностных отношений в группе, а также содержанием совместной деятельности; 2) общественной значимостью совместной деятельности, то есть уровень её позитивности – негативности с позиции общественного прогресса. Развитие группы в этом случае описывается как движение в своеобразном континууме: с одной стороны, движение группы происходит в направлении, которое соответствует общественно-историческому прогрессу, при том, как с другой стороны, – препятствующем ему.
Параметрическая концепция малой группы Л.И. Уманского [8]. Укажем, что в основе данного подхода лежит представление о социально-психологических параметрах группы, к числу которых Л.И. Уманский относит следующие: 1) содержание нравственной направленности группы (то есть это интегративное единство мотивов, целей, а также ценностных ориентаций); 2) организационное единство конкретной группы; 3) групповую подготовленность (или сплочённость) в области реализации совместной деятельности; 4) психологическое единство малой группы (интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, которая характеризует межличностное познание и взаимопонимания в группе, надежность и стрессоустойчивость малой группы в экстремальных ситуациях).
Л.И. Уманским показан был неравномерный характер движения групп от так называемого «неколлектива» к коллективу. Также, как и представители стратометрического подхода, сторонники параметрического подхода указывают особую стадию развития группы – то есть становление корпорацией. Корпорация в рамках параметрического подхода рассматривается в качестве группы с гипертрофированными чертами автономизации, которые ведут к «групповому эгоизму», а также изоляции от других групп более крупной социальной общности, некоего противостоянию им [8].
С позиции Л.И. Уманского, достигшую стадии автономии, вывести может на уровень коллектива следующее: 1) своевременное выявление и устранение в группе элементов корпоративности; 2) достаточно эффективное включение ее епосредственно в межгрупповое взаимодействие; 3) некоторая коррекция групповой направленности (ориентация на ценности истинно общественного характера) [8].
Далее кратко рассмотрим двухмерную (двухфакторную) модель Такмена (1965г.). Такмен отражает групповую динамику, при этом исходя из учета тех условий, в которых происходило формирование малой группы, в их числе: наличия двух сфер групповой активности – деловой сферы (необходимой для решения групповой задачи) и межличностной сферы (важной для развития групповой структуры). В соответствии с рассматриваемой моделью, в каждой из обозначенной сфер предусматривается прохождение малой группой последовательное прохождение сменяющих друг друга этапов (или стадий).
В сфере межличностной активности это следующие стадии: 1) стадия «проверки и зависимости» – то есть ориентировка членов группы в характере действий друг друга, нахождении взаимоприемлемого поведения в группе; 2) стадия «внутреннего конфликта» - происходит нарушение взаимодействия, а также отсутствие единства между членами группы; 3) стадия «развития групповой сплочённости», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; 4) стадия «функционально-ролевой соотнесённости», - происходит образование ролевой структуры группы, выступающей в качестве «своеобразного резонатора», с помощью которого происходит проигрывание групповой задачи.
Укажем, что отличительные признаки экстремальности заключаются в ограниченности индивидуальных и групповых перемещений, наличие стресса, а также изоляции от внешнего мира (например, нахождение на подводной лодке). М.А. Новиков считает, что специфика общения в замкнутых системах обитания предусматривает обязательное наличие следующих 3 стадий [5]:
Ознакомление – это небольшой отрезок времени (порядка нескольких дней), характеризуется развитием исследовательских и ориентировочных реакций её членов. (сдержанность, интерес, а также корректность).
Стадия дискуссий протекает на протяжении от нескольких дней до 2-3 недель. В рамках нее происходит интенсивное общение для выявления взглядов друг друга по большинству жизненных вопросов. Результатом дискуссий выступает возникновение структурного контура группы с признаками функционально-ролевой дифференциации.
Стадия ролевых ориентаций – это превращение группы в целостную систему, которая обладает соответствующей социально-психологической атрибутикой. При продолжительном пребывании в изоляции первоначальная групповая структура может изменяться, иногда существенно. В ряде случаев могут развиваться деструктивные процессы, носящие непродолжительный характер [5, c. 227].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2015. – 286 с.
2. Антопольская, Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.А. Антопольская. – М.2003. – 25 с.
3. Десев, Л. Психология малых групп / Л. Десев. – М.: Книга по Требованию, 2017. – 210 c.
4. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Из-во МГУ, 1999. – 208 c.
5. Новиков, М.А. Экопсихологические аспекты преодоления эмоциогенных ситуаций при автономной деятельности малых групп / М.А. Новиков, А.Ф. Быстрицкая, А.Г. Виноходова, // Материалы XVIII Совещания постоянно действующей рабочей группы по космической биологии и медицины программы «Интеркосмос». – М., 1985. – С. 226-228.
6. Пырьев, Е.А. Психология малых групп: учеб. пособие / Е.А. Пырьев. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. – 232 с.
7. Сидоренков, А.В. Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория: монография / А.В. Сидоренков. – Ростов н/Д.: ЮФУ 2015. – 272 с.
8. Уманский, Л.И. Психология организаторских способностей: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / Л.И. Уманский. – М., 1968. – 46 с.