Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дети – это огромная радость в жизни каждого человека. Кроме того, что они непосредственно продолжают ваш род, маленький ребенок – это источник непередаваемой радости и счастья. Ведь маленький человечек всегда располагает к себе, и ни один взрослый не сможет удержаться от того, чтобы потискать и побаловать младенца. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребность в любви и привязанности .
Родительская любовь является движущей силой развития ребенка и способствует удовлетворению его витальных — жизненно важных потребностей.
Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуждается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.
Любовь родителей – это то, что помогает ребенку на протяжении всей жизни, родители вкладывают ее в свое чадо с момента рождения и всю жизнь. Чувство это является основополагающим для формирования у детей уважения и любви ко всему окружающему. Однако понятие «родительская любовь» может восприниматься ребенком и родителем по-разному. Что же такое настоящая родительская любовь и какой она должна быть?
Целью данной работы является рассмотрение сущности родительской любви.
1 Важность родительской любви в ранние годы ребенка
А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека.
А. Джерсилд, говоря об эмоциональном развитии детей, отмечает, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получал сам и в какой форме эта любовь выражалась.
Анна Фрейд исследовала детей-сирот во время войны, воспитывавшихся в детских домах и пришла к выводу, что в возрасте подростка они не могли избирательно подойти к общению со взрослыми и сверстниками. Многие подростки пытались устанавливать тесные детско-материнские отношения с кем-нибудь их взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Они оставались детьми, в биологическом возрасте став взрослыми.
Наблюдая развитие детей в закрытых детских учреждениях, Э. Пиклер (Венгрия, педиатр) также говорила о теме госпитализма. Э. Пиклер писала, что такие дети послушны, они обычно заняты игрой, на улице идут парами, их можно легко раздеть и одеть. Такие дети производят хорошее впечатление. Они не трогают то, что нельзя трогать, они не мешают своими требованиями взрослым. Но такое поведение – крайне опасно. У таких детей полностью отсутствует воля, инициатива, они выполняют задания только по инструкции. К тому же, такие дети безлично относятся ко взрослым .
Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы. Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.
Родительская любовь — это глубокое и осмысленное не раз чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Для родительской любви характерно познавательное содержание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить - значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а проникает в самую суть .
Родительская любовь — это деятельностное проникновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя.
В. Франкл (1990) говорит о когнитивной функции родительской любви, которая заключается в способности понять человека в его сути, конкретности, уникальности и неповторимости, понять его ценность и необходимость. Следовательно, любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникальные возможности любимого человека и видит его во всей неповторимости.
2 Типы родительской любви. Роли родителей в социализации детей
А. С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родительской любви на основании выделения отношений.
1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права. Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».