Фрагмент для ознакомления
2
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка
Решение задач по воспитанию специалистов, обладающих высокими моральными и волевыми качествами, выносливых, сильных, закаленных, способных переносить трудности, связанные с условиями современного производства, – может быть осуществлено на основе профессионально - прикладной направленности физического воспитания. Подготовка к трудовой деятельности - одна из основных задач системы физического воспитания.
Гуманизирующие и культурообразующие функции физической культуры нацелены, как и вузовская среда, на социальное и профессиональное формирование личностных качеств студента вуза. В период студенческого возраста практически завершается физическое развитие. Образовательный процесс и стремление к познавательной деятельности активно влияет на формирование мировоззренческих взглядов, потребности устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, анализировать и обобщать явления и факты.
Наиболее значимыми характеристиками студенческого возраста следует считать:
- самопознание - первое условие активной развивающейся позиции личности.
Не осознав, не сопоставив себя с другими, не оценив своего «Я», человек не способен к адекватному самоанализу и самооценке. Самопознание выражается в стремлении определить «кто есть кто», в осознании в самом себе сущностных качеств: воля, характер, способности и др.
Рассуждая о своем поведении и действиях, студент соотносит их с повелением других людей, соизмеряет свои успехи и неудачи, задумывается над своим внешним и внутренним миром ценностей.
Оценка самого себя происходит в основном тремя способами: во-первых, студент сравнивает себя с мысленным или реальным идеалом; во-вторых, дается самооценка на основе достигнутых результатов; в-третьих, сопоставляется мнение о самом себе с мнением старших товарищей или друзей;
- самоутверждение, которое проявляется в потребности утвердить себя, занять определенную позицию в группе сокурсников, в дружеской компании, окружающих людей, которое может проявиться через не вполне осознанное, а потому ложное стремление, во что бы то ни стало, обратить на себя внимание оригинальностью поведения, через негативизм, «смелость» прямолинейных утверждений. Самоутверждение может быть причиной как положительного, так и отрицательного поведения студента;
- самостоятельность как стремление быть независимым, испытать свои силы, характер. Это ставит студента перед необходимостью выполнять самостоятельные действия в сложных ситуациях. Он может болезненно реагировать на действия тех, кто «посягает» на его самостоятельность, но вместе с тем он тянется к людям опытным, понимающим его стремления;
- самоопределение, связанное с поиском своего нравственного идеала, определением для себя предметных и духовных ценностей, жизненного призвания, с выбором профессии, созданием семьи. В студенческом возрасте быстрыми темпами развиваются, дифференцируются и проявляются индивидуальные способности человека. Юношеский максимализм свойствен значительной части студентов, обычно выражен стремлением сделать больше, чем реально возможно, действовать по принципу «все и сейчас» [2].
Устремленность, порыв в работе при первой неудаче могут перерасти в разочарование, потерю веры в свои силы, где горячность зачастую мешает правильно оценить собственные возможности. Стремление к коллективности и дружескому общению, к опоре на мнение товарищей также является отличительной чертой студенчества. В практике имеют место случаи ложного понимания сущности коллективного: ложное товарищество, круговая порука, групповой эгоизм. Энтузиазм, романтизм и общественная активность характерны для многих студентов, в них заключены благоприятные возможности укрепления высоких нравственных качеств;
- самовоспитание определяет самостоятельное планирование бюджета времени, средств, выполнение требований учебного процесса и др. Перед преподавателями вузов стоит задача - вооружить студентов основами самоорганизации, самопознания и самовоспитания, в чем, собственно, и состоит смысл учебно-воспитательного процесса.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (далее-ППФП) непосредственно направлена на обеспечение таких результатов обучения и воспитания, как формирование профессионально важных качеств и двигательных навыков. При этом должен использоваться комплекс средств, методов физического воспитания, адекватный конкретной профессиональной деятельности.
Так, один из основателей ППФП в высших учебных заведениях, В.И. Ильинич, определил понятие ППФП как «средство формирования определенных прикладных знаний, воспитания физических и специальных качеств, развивающих двигательные навыки, обеспечивающих физическую и психологическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности» [4].
В образовательных учреждениях России профессионально-прикладная физическая подготовка реализуется в рамках дисциплины «Физическая подготовка», целью которой является формирование физической готовности выпускника к успешному выполнению трудовой деятельности, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе трудовой деятельности. В рамках профессионально-прикладной физической подготовки обеспечиваются пути реализации общекультурных компетенций, формируются необходимые профессионально-прикладные и специализированные компетенции, знания, обеспечиваются адаптация и функциональная устойчивость организма к неблагоприятным условиям и факторам этой деятельности, развиваются, а затем и поддерживаются на должном уровне те психические и физические (двигательные) качества (способности) человека, к которым предъявляет соответствующие требования конкретная профессиональная деятельность, и осваиваются характерные (специальные) для нее двигательные умения и навыки.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
- формы труда специалистов данного профиля;
- условия и характер труда;
- режим труда и отдыха;
- особенности динамики работоспособности;
-с пецифика их профессионального утомления и заболеваемости.
Так, основная цель ППФП – способствовать повышению эффективности освоения профессии на всех этапах обучения и дальнейшему профессиональному совершенствованию специалиста. На основе общей физической подготовки ППФП решает специфические задачи [3,5].
ППФП обеспечивает эффективную адаптацию организма к сложным факторам трудовой деятельности.
Ряд видов профессиональной деятельности связан с воздействием на организм работающего специфических факторов условий трудового процесса, которое при известных обстоятельствах может быть неблагоприятным (перегревание, вибрация, укачивание и т.д.). Использование средств ППФП может способствовать быстрому приспособлению человека к микроклиматическим условиям производства, повысить устойчивость к профессиональным вредностям - шуму, вибрации и т.д.
ППФП расширяет арсенал прикладных двигательных координаций, активно участвующих в переносе и закреплении двигательных навыков. Так, в период освоения профессии мобилизируется вся функциональная система человека.
ППФП увеличивает диапазон функциональных возможностей организма специалистов, а именно улучшает те физические качества, которые, прежде всего, необходимы в конкретной профессиональной деятельности.
Овладение новыми движениями возможно только при наличии необходимого уровня развития основных физических качеств. Физические качества составляют предпосылку для успешного овладения двигательными навыками, а совершенствуя навыки, можно повысить уровень развития физических качеств.
ППФП способствует воспитанию психических свойств организма человека. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе трудовой деятельности постоянно уменьшаются, а увеличивается доля умственного труда, что требует от специалиста устойчивости к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливания большого потока информации о ходе производства. Кроме того, в процессе труда человек должен иметь самообладание, выдержку, находчивость при встрече с объективными и субъективными трудностями.
Осуществление ППФП у учащихся, обучающихся по конкретной специальности, сводится к решению общих и специальных задач, обусловленных специфическими психофизиологическими требованиями к специалистам данного профиля. При этом следует учитывать, что специфической задачей ППФП представителей отдельных профессий может быть и достижение более высокого уровня отдельных качеств, необходимых для всех специальностей [4].
Цель ППФП студентов высших учебных заведений– психологическая и физическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
К основным задачам ППФП относятся:
- развитие и совершенствование профессиональных важных физических качеств и двигательных навыков, которые необходимы для освоения выбранной профессии;
- совершенствование психологических и физиологических функций организма, свойств и личностных качеств, которые необходимы для будущей профессии и успешной трудовой деятельности;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буров, А.Э. Физическая культура и спорт в современных профессиях: учебное пособие / А. Э. Буров, И.А. Лакейкина, М.Х. Бегметова [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 296 с.
2. Ведяскин, Ю.А. Основные факторы, определяющие профессионально-прикладную физическую подготовку будущего специалиста в системе МЧС России / Ю.А. Ведяскин // Педагогика и психология: Актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - №1. - С. 178.
3. Карпушин, Б. А. Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура / Б.А. Карпушин.-М.: Советский спорт, 2013. - 299с.
4. Прохоров, Ю.М. Физическая культура: Курс лекций: учебно-методическое пособие / Ю.М. Прохоров. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. - 190 с.
5. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие / Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017. - 158 с.
6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов - М., Academa, 2014. - 480 с.